«Ленты, иголки, булавки, тесьма — всё, чтоб свести кавалеров с ума,
Кружево, шпильки, помада — всё, что любезнице надо...». Строчка из песенки лотошницы из любимого фильма детства. И достаточно информативная деталь в плане истории моды.
Чем же так ценны те мелочи, которые мы в нашей жизни вроде как и не замечаем: тесьма, ленты, кружево. Представьте себе на момент, что вы женщина-аристократка, живущая в 18–19 веке: вы не очень богаты, но вам необходимо появляться «в свете», притом это не удовольствие, а именно обязанность. Согласно реалиям того времени, появиться, к примеру, на балу в платье более трех раз не очень прилично(можно и больше, но в том случае, если вы не пересекаетесь с людьми, которые вас уже видели, но это так себе вероятность). Кроме того, платья в реалиях бала теряют вид: капнет воск с люстры, наступит на подол неаккуратный кавалер, кто-то чем-то зацепит что-то из отделки. На балу, фактически, женщина находится в толпе. Могут остаться пятна от живых цветов. На балу очень много вариантов того, как может быть испорчено платье. К слову, расход ткани на платье того времени намного больше, чем сейчас (если у меня на платье длины миди ушло около трех метров, то там совершенно нормально было потратить 12–15 и больше, при том что ткани часто закупались в Европе и на них получалась очень большая наценка). Плюс, естественно, отделка. Представьте, сколько это могло стоить, кроме того, услуги по пошиву одежды модистками были очень недешевыми. А платье при таких на него расходах можно было надеть дважды или трижды, ну еще, возможно, добавив по подолу оборку (вечерние платья были длиннее бальных), использовать в качестве вечернего и, возможно, выйти в театр, если оно не где не было испорчено безвозвратно.
А потому женщины шли на хитрости. Во-первых, к одному платью часто изготавливались два корсажа (платья долго были несшивными, юбка была отдельно): закрытый с рукавами, чтобы платье можно было использовать днем, и открытый — вечерний. По желанию мог быть изготовлен третий, контрастного цвета, и верхняя распашная юбка. Во-вторых, отделка создавалась так, чтоб ее можно было легко заменить, отпороть или дополнить. Даже банально потому, если вечер проходил в тесной зале, то оборки с вашего подола частично могли оборвать, обступить, испортить. Вернуться в том виде, в котором вы ушли, со всей отделкой и со всеми украшениями в прическе было реально, если вы не танцевали. Простое платье можно было изменить за счет отделки, просто добавив ее, а потом заменив новой. Вот тогда-то в ход и шли те самые ленты, искусственные цветочки, тонкие кружева и тесьма, которые часто были «одноразовыми», тогда-то и создавались различные цветовые комбинации.
Даже достаточно богатые дамы не могли себе позволить не прибегать к подобным хитростям. К примеру, платье, привезенное из Парижа, по пути дорожало в несколько раз, а потому по прибытию в Петербург могло стоить «целое состояние» (а если дальше от Петербурга, то еще дороже). Стоимость бального платья примерно от 400 до 600 рублей, не спорю, были модистки-умелицы, которые могли сшить и за 200, но это где-нибудь в провинции и из какого-нибудь тюля, годящееся разве что для молодой девицы-дебютантки, но не для взрослой дамы. Да и на него тюль придется купить с запасом, чтоб в случае чего заменить часть: платье танцующей дебютантки может быть порвано скорее, чем платье, к примеру, ее бабушки или пожилой тетушки (мать могла быть в том возрасте, когда еще вполне активно танцуют, по крайней мере с мужем). А это огромные деньги. Поэтому это платье могло быть несколько раз перешито или переоформлено (как вы понимаете, за 2–3 выхода вещь не могла износиться так, чтоб его можно было выбросить, но появляться в одном и том же платье на людях было неприлично). Вот и шли в ход различные ухищрения, чтобы изменить наряд. Слава богу, мы с вами живем в то время, когда подобными вещами заниматься нет нужды, но и в наше время нет-нет, да кто-то вспомнит о таком способе преобразить наряд.
Кружево, шпильки, помада — всё, что любезнице надо...». Строчка из песенки лотошницы из любимого фильма детства. И достаточно информативная деталь в плане истории моды.
Чем же так ценны те мелочи, которые мы в нашей жизни вроде как и не замечаем: тесьма, ленты, кружево. Представьте себе на момент, что вы женщина-аристократка, живущая в 18–19 веке: вы не очень богаты, но вам необходимо появляться «в свете», притом это не удовольствие, а именно обязанность. Согласно реалиям того времени, появиться, к примеру, на балу в платье более трех раз не очень прилично(можно и больше, но в том случае, если вы не пересекаетесь с людьми, которые вас уже видели, но это так себе вероятность). Кроме того, платья в реалиях бала теряют вид: капнет воск с люстры, наступит на подол неаккуратный кавалер, кто-то чем-то зацепит что-то из отделки. На балу, фактически, женщина находится в толпе. Могут остаться пятна от живых цветов. На балу очень много вариантов того, как может быть испорчено платье. К слову, расход ткани на платье того времени намного больше, чем сейчас (если у меня на платье длины миди ушло около трех метров, то там совершенно нормально было потратить 12–15 и больше, при том что ткани часто закупались в Европе и на них получалась очень большая наценка). Плюс, естественно, отделка. Представьте, сколько это могло стоить, кроме того, услуги по пошиву одежды модистками были очень недешевыми. А платье при таких на него расходах можно было надеть дважды или трижды, ну еще, возможно, добавив по подолу оборку (вечерние платья были длиннее бальных), использовать в качестве вечернего и, возможно, выйти в театр, если оно не где не было испорчено безвозвратно.
А потому женщины шли на хитрости. Во-первых, к одному платью часто изготавливались два корсажа (платья долго были несшивными, юбка была отдельно): закрытый с рукавами, чтобы платье можно было использовать днем, и открытый — вечерний. По желанию мог быть изготовлен третий, контрастного цвета, и верхняя распашная юбка. Во-вторых, отделка создавалась так, чтоб ее можно было легко заменить, отпороть или дополнить. Даже банально потому, если вечер проходил в тесной зале, то оборки с вашего подола частично могли оборвать, обступить, испортить. Вернуться в том виде, в котором вы ушли, со всей отделкой и со всеми украшениями в прическе было реально, если вы не танцевали. Простое платье можно было изменить за счет отделки, просто добавив ее, а потом заменив новой. Вот тогда-то в ход и шли те самые ленты, искусственные цветочки, тонкие кружева и тесьма, которые часто были «одноразовыми», тогда-то и создавались различные цветовые комбинации.
Даже достаточно богатые дамы не могли себе позволить не прибегать к подобным хитростям. К примеру, платье, привезенное из Парижа, по пути дорожало в несколько раз, а потому по прибытию в Петербург могло стоить «целое состояние» (а если дальше от Петербурга, то еще дороже). Стоимость бального платья примерно от 400 до 600 рублей, не спорю, были модистки-умелицы, которые могли сшить и за 200, но это где-нибудь в провинции и из какого-нибудь тюля, годящееся разве что для молодой девицы-дебютантки, но не для взрослой дамы. Да и на него тюль придется купить с запасом, чтоб в случае чего заменить часть: платье танцующей дебютантки может быть порвано скорее, чем платье, к примеру, ее бабушки или пожилой тетушки (мать могла быть в том возрасте, когда еще вполне активно танцуют, по крайней мере с мужем). А это огромные деньги. Поэтому это платье могло быть несколько раз перешито или переоформлено (как вы понимаете, за 2–3 выхода вещь не могла износиться так, чтоб его можно было выбросить, но появляться в одном и том же платье на людях было неприлично). Вот и шли в ход различные ухищрения, чтобы изменить наряд. Слава богу, мы с вами живем в то время, когда подобными вещами заниматься нет нужды, но и в наше время нет-нет, да кто-то вспомнит о таком способе преобразить наряд.
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!