Почему простое платье из дорогой ткани могло быть синонимом благополучия, когда все носили сложные? Немного истории.
19 век, вторая его половина. Мода все еще требует много метров ткани на каждый свой писк. Одно дело, если это повседневное платье, костюм для визитов, амазонка — ткани брались недешевые, но и не самые дорогие. Да и вещи практичные и далеко не одноразовые. Другое дело — бальное платье.
Сколько раз в нем можно сходить? Максимум дважды или трижды, потом можно перешить в вечернее или добавить побольше отделки и надеть в театр (платья и накидки для театра могли выглядеть шикарнее, чем для бала). И всё, путь этого платья закончен или не совсем? Небогатые дамы меняли отделку. Да, она тоже стоила не копейки, но это было дешевле, чем сшить новое платье. Сколько стоило такое платье? По некоторым данным, от 150 до 200 рублей, свадебное с блондами, и это доподлинно известно, стоило до 600 рублей.
В прекрасном фильме «Жестокий романс» мы видим, как Карандышев торгуется из-за 60 рублей вместо оговоренных 50, но я вам скажу, что это были приличные деньги (стоимость килограмма отборной свинины 40 копеек, говядина еще дешевле, стоимость суточной аренды номера в лучших гостиницах Петербурга и Москвы составляла в среднем 1,5 рубля — так, чтоб вы представляли, что на них можно купить), особенно для чиновника его ранга (он не сказать что совсем беден: он баллотируется в мировые судьи, пусть и в Заболотье, но для этого нужно было иметь определенный капитал и определенный годовой доход, а также недвижимость, облагаемую налогом на определенную сумму (земли от 200 до 400 десятин, в зависимости от уезда), то есть беден он лишь по сравнению с богатыми купцами, которые могут сорить деньгами). Но за такие деньги можно было сшить выходное платье в небольшом городе, но не в Петербурге и не в Москве. В крупных городах стоимость повседневного костюма для дамы составляла от 50 рублей, а то самое выходное платье, как у Ларисы, могло стоить от 80. Я думаю, даже в небольшом городе бальное платье не стоило дешевле 100–120 рублей в самом скромном варианте. А к платью еще нужны были обувь, белье, накидки, перчатки, веера, украшения в прическу и прочие необходимые мелочи, которые тоже стоили денег. На наряды Наденьки из «Пошехонской старины» за одну зиму ушло больше денег, чем на годовое содержание всего дома.
Одежда стоила очень дорого, особенно приличная. К слову, жалование подполковника 1830 рублей в год, жалование полковника 4511 в год, а у них тоже были жены, которые вынуждены были выезжать на балы и вывозить дочерей (и одеваться эти дамы вынуждены были очень прилично, визуально богато, чтоб нигде не сверкнул заношенный или выцветший рукав, чтобы муфточка в руках не была потертой, а воротнички и манжеты всегда были свежими). Если у семьи не было никаких доходов с имущества, поместий, приносящих доход, или денежного наследства, то становилось совсем грустно, а положение обязывало. То же самое касалось жен чиновников невысокого ранга. Именно поэтому дамы шли на всякие ухищрения, переоформляя и переделывая платья, а иногда и перешивая в соответствии с модой, носили искусно выполненные поддельные украшения. Об этом открыто писали модные журналы, но об этом не говорилось вслух (к концу 19 века у аристократии в России и Европе оставалось не так много настоящих драгоценностей, большинство носило очень хорошие имитации разного рода (очень хорошая имитация, типа ювелирной бижутерии, или драгоценности, в которых дешевые камни выдаются за дорогие, например, хризопраз за изумруд). Платье изменялось так, чтоб окружающие могли себе позволить этого «не заметить» (замечали и еще как, только и сами все это делали). Не соответствовать означало потерять «лицо». Именно поэтому дама в максимально простых платьях, на которых нечего переделывать, выглядела максимально богато. Все, кто когда-либо переделывал платья, понимали, сколько стоит эта простота.
На фото платье эдвардианской эпохи, модный дом Ворта. Платье того плана, которое в принципе не получится переделать. Весьма простое для своего времени.
19 век, вторая его половина. Мода все еще требует много метров ткани на каждый свой писк. Одно дело, если это повседневное платье, костюм для визитов, амазонка — ткани брались недешевые, но и не самые дорогие. Да и вещи практичные и далеко не одноразовые. Другое дело — бальное платье.
Сколько раз в нем можно сходить? Максимум дважды или трижды, потом можно перешить в вечернее или добавить побольше отделки и надеть в театр (платья и накидки для театра могли выглядеть шикарнее, чем для бала). И всё, путь этого платья закончен или не совсем? Небогатые дамы меняли отделку. Да, она тоже стоила не копейки, но это было дешевле, чем сшить новое платье. Сколько стоило такое платье? По некоторым данным, от 150 до 200 рублей, свадебное с блондами, и это доподлинно известно, стоило до 600 рублей.
В прекрасном фильме «Жестокий романс» мы видим, как Карандышев торгуется из-за 60 рублей вместо оговоренных 50, но я вам скажу, что это были приличные деньги (стоимость килограмма отборной свинины 40 копеек, говядина еще дешевле, стоимость суточной аренды номера в лучших гостиницах Петербурга и Москвы составляла в среднем 1,5 рубля — так, чтоб вы представляли, что на них можно купить), особенно для чиновника его ранга (он не сказать что совсем беден: он баллотируется в мировые судьи, пусть и в Заболотье, но для этого нужно было иметь определенный капитал и определенный годовой доход, а также недвижимость, облагаемую налогом на определенную сумму (земли от 200 до 400 десятин, в зависимости от уезда), то есть беден он лишь по сравнению с богатыми купцами, которые могут сорить деньгами). Но за такие деньги можно было сшить выходное платье в небольшом городе, но не в Петербурге и не в Москве. В крупных городах стоимость повседневного костюма для дамы составляла от 50 рублей, а то самое выходное платье, как у Ларисы, могло стоить от 80. Я думаю, даже в небольшом городе бальное платье не стоило дешевле 100–120 рублей в самом скромном варианте. А к платью еще нужны были обувь, белье, накидки, перчатки, веера, украшения в прическу и прочие необходимые мелочи, которые тоже стоили денег. На наряды Наденьки из «Пошехонской старины» за одну зиму ушло больше денег, чем на годовое содержание всего дома.
Одежда стоила очень дорого, особенно приличная. К слову, жалование подполковника 1830 рублей в год, жалование полковника 4511 в год, а у них тоже были жены, которые вынуждены были выезжать на балы и вывозить дочерей (и одеваться эти дамы вынуждены были очень прилично, визуально богато, чтоб нигде не сверкнул заношенный или выцветший рукав, чтобы муфточка в руках не была потертой, а воротнички и манжеты всегда были свежими). Если у семьи не было никаких доходов с имущества, поместий, приносящих доход, или денежного наследства, то становилось совсем грустно, а положение обязывало. То же самое касалось жен чиновников невысокого ранга. Именно поэтому дамы шли на всякие ухищрения, переоформляя и переделывая платья, а иногда и перешивая в соответствии с модой, носили искусно выполненные поддельные украшения. Об этом открыто писали модные журналы, но об этом не говорилось вслух (к концу 19 века у аристократии в России и Европе оставалось не так много настоящих драгоценностей, большинство носило очень хорошие имитации разного рода (очень хорошая имитация, типа ювелирной бижутерии, или драгоценности, в которых дешевые камни выдаются за дорогие, например, хризопраз за изумруд). Платье изменялось так, чтоб окружающие могли себе позволить этого «не заметить» (замечали и еще как, только и сами все это делали). Не соответствовать означало потерять «лицо». Именно поэтому дама в максимально простых платьях, на которых нечего переделывать, выглядела максимально богато. Все, кто когда-либо переделывал платья, понимали, сколько стоит эта простота.
На фото платье эдвардианской эпохи, модный дом Ворта. Платье того плана, которое в принципе не получится переделать. Весьма простое для своего времени.

Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!