Новогодние и рождественские традиции в России в прошлом четко делились на:
- Народные. Те традиции, которые сложились в народе давно из соединения православного и языческого. Эти традиции в большей мере касались крестьянства, но и в городах они тоже сохранились, правда, в усеченном виде.
- Церковные. Рождественские службы и службы в честь Новолетия. Праздничные песнопения, крестные ходы. А также пост, правила выхода из него (вы, наверное, в курсе, что сейчас Новый год приходится на рождественский пост, а раньше по старому стилю Новый год приходился на Святки). Потому да, новолетье отмечали.
- Светские. Традиции, принятые больше среди правящего класса, дворян, в начале 19 века (1817 года по инициативе супруги Николая Первого). Ко второй половине 19 века (примерно к 1860 годам) к ним присоединились купцы и простые горожане, после богатые крестьяне и крестьяне-середняки (но это ближе к концу века- началу 20-го).
Я предвещаю комментарии про крестьянских детей и ёлку, отвечу сразу. Потому что они будут, они есть каждый год, когда мы говорим о традициях. Мне уже прилетело про белье и про шубы.
И так о детях из крестьянского сословия(берем сразу всех, не зависимо от дохода). Как они смотрели на это? Как вы на пляски диких племён. Зависть эта могла быть скорее в Европе, но не в России, где разные классы уже к концу 18 века, по сути, представители разных традиций. Ёлка в народной, еще языческой традиции была связана с похоронным обрядом. С похоронным обрядом даже пятилетний ребёнок был знаком хорошо: вокруг постоянно кто-то умирал, чаще всего дети, и это касается и дворцов, и богатых домов, и бедных изб (не было прививок и лекарств, а эпидемии случались постоянно). Внести в дом в праздник то, что связано с похоронами, — это, скорее, дико. Так что все эти хороводы вокруг ёлки скорее вызывали усмешку. Очень долго противились традиции рождественской ёлки и купцы. У дворян она тоже вызывала сопротивление, но их обязывали. Привыкли постепенно, когда елками начали украшать храмы. Церковно-приходским школам было достаточно сложно приобщать крестьянских детей к елкам, при том, что они уже считались общепринятыми. Они приживались плохо. Сами дети противились, родители были против. Первые елки в крестьянских домах, даже богатых, появятся в конце 19 века (хотя сама елка, как дерево, крестьянину физически доступнее, ее не надо покупать). Они не видели праздников? Нет, для них праздник — это Святки (гуляния от Рождества до Крещения, коляда, балаганы, катания с гор, а не елка).
Непонятны крестьянским детям и подарки, которые дарили детям мещан, купцов и дворян. Это вам сейчас кажется, что дети купались в роскоши, — нет, детей, за редкими исключениями, которые осуждались, воспитывали строго, без излишеств, дарили практичное. Могли, например, подарить книги, письменный стол, письменные приборы — не вызывает зависти то, что без надобности. Крестьянская девочка предпочтет этому бусы и ленты, шкатулку, платок, ткань на платье, а не пресс-папье, даже если оно выглядит красиво. Непонятны были и куклы с лицами, они скорее пугали: в народной традиции куклы не имели лиц, считалось, если у куклы будет лицо, в неё могут вселиться злые силы. Кроме того, согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же — неодушевлённый предмет, и если бы она была похожа на человека, то также воплощала бы в себе образ Бога. Традиционно на Руси девочки всех сословий играли куклами без лиц. Куклы, которыми играли в 19 веке дворянские девочки, имеют своё происхождение от демонстрационной куклы-пандоры, на которых до появления первых модных журналов демонстрировали модные новинки из Парижа. Потом эти куклы стали интерьерными и играть ими, понятно, что не разрешали, которые со временем, с удешевлением производства, когда они перестали быть диковинкой, переместились в детскую.
А что касается сладостей, то они в виде засушенных ягод, яблок, варенья на меду, колотого сахара, ягод летом были доступны больше крестьянским детям — это работающие члены семьи (в крестьянских семьях всё доставалось работающим, а в крестьянской семье посильную работу выполняли все с 3 лет, а до 3 лет сладкое особо и не приветствуется (мне, например, почти не давали)). По той же банальной причине, что вокруг вас это всё растёт, а вокруг городских жителей этого всего гораздо меньше и только в том случае, если возле дома есть хотя бы небольшой участок, но он был не везде и не у всех). Про покупные сладости, фрукты можно сказать так: считалось, что сладкое развращает детей, оно было для взрослых и было заперто в буфет («Тома Сойера» читали? Про яблоки в кладовой? Так было везде). Летом фрукты в регионах, где они растут, ешь кто хочешь — они «копейки», а вот зимой только для взрослых и уважаемых гостей.
Какими были сладости до развития кондитерской промышленности? Пряники, цукаты, мед, компот из сушёных фруктов (только его варили густой и подавали не как напиток, а как десерт), «петушки», только тогда они были разными в виде домиков, зверушек и т. д., «монпансье», но это скорее дарили жёнам и молодым девицам. Пряники дарили в народной традиции на каждый праздник: свадьбу, именины, крупные церковные праздники (их покупали и пекли сами, стоили они недорого), ими украшали ёлки. Где по большей части это доступно(ягоды, фрукты)? Там где это растет. Где можно что-то собрать в лесу. Даже крепостные девки собирая малину для барыни в лесу не ели ее? Да, ладно. Не собирали для себя? Вы сами в это верите? Или тот у кого ульи не ел мед? Не варил варенье на этом самом меду. Семья не ела его с блинами(поминальная пища)? Не пекли пироги с той же брусникой или с калиной? Покупной сахар был не сколько дорог(его подавали головами, в том числе фруктовый), его надо было купить, за ним съездить, а вместо него можно привезти что-то более нужное и это скорее время, которое например летом было в дефиците(из-за занятости крестьян снижалось число ярмарок), потому мед привычнее. А при привозе на сельскую ярмарку он заметно дорожал. В народе всегда говорили: «За морем телушка полушка, да рубль перевоз».
Вот такой вот экскурс получился. Хожу в музеи, смотрю экспозиции, интересуюсь историей много лет, в том числе историей быта и историей праздников.
- Народные. Те традиции, которые сложились в народе давно из соединения православного и языческого. Эти традиции в большей мере касались крестьянства, но и в городах они тоже сохранились, правда, в усеченном виде.
- Церковные. Рождественские службы и службы в честь Новолетия. Праздничные песнопения, крестные ходы. А также пост, правила выхода из него (вы, наверное, в курсе, что сейчас Новый год приходится на рождественский пост, а раньше по старому стилю Новый год приходился на Святки). Потому да, новолетье отмечали.
- Светские. Традиции, принятые больше среди правящего класса, дворян, в начале 19 века (1817 года по инициативе супруги Николая Первого). Ко второй половине 19 века (примерно к 1860 годам) к ним присоединились купцы и простые горожане, после богатые крестьяне и крестьяне-середняки (но это ближе к концу века- началу 20-го).
Я предвещаю комментарии про крестьянских детей и ёлку, отвечу сразу. Потому что они будут, они есть каждый год, когда мы говорим о традициях. Мне уже прилетело про белье и про шубы.
И так о детях из крестьянского сословия(берем сразу всех, не зависимо от дохода). Как они смотрели на это? Как вы на пляски диких племён. Зависть эта могла быть скорее в Европе, но не в России, где разные классы уже к концу 18 века, по сути, представители разных традиций. Ёлка в народной, еще языческой традиции была связана с похоронным обрядом. С похоронным обрядом даже пятилетний ребёнок был знаком хорошо: вокруг постоянно кто-то умирал, чаще всего дети, и это касается и дворцов, и богатых домов, и бедных изб (не было прививок и лекарств, а эпидемии случались постоянно). Внести в дом в праздник то, что связано с похоронами, — это, скорее, дико. Так что все эти хороводы вокруг ёлки скорее вызывали усмешку. Очень долго противились традиции рождественской ёлки и купцы. У дворян она тоже вызывала сопротивление, но их обязывали. Привыкли постепенно, когда елками начали украшать храмы. Церковно-приходским школам было достаточно сложно приобщать крестьянских детей к елкам, при том, что они уже считались общепринятыми. Они приживались плохо. Сами дети противились, родители были против. Первые елки в крестьянских домах, даже богатых, появятся в конце 19 века (хотя сама елка, как дерево, крестьянину физически доступнее, ее не надо покупать). Они не видели праздников? Нет, для них праздник — это Святки (гуляния от Рождества до Крещения, коляда, балаганы, катания с гор, а не елка).
Непонятны крестьянским детям и подарки, которые дарили детям мещан, купцов и дворян. Это вам сейчас кажется, что дети купались в роскоши, — нет, детей, за редкими исключениями, которые осуждались, воспитывали строго, без излишеств, дарили практичное. Могли, например, подарить книги, письменный стол, письменные приборы — не вызывает зависти то, что без надобности. Крестьянская девочка предпочтет этому бусы и ленты, шкатулку, платок, ткань на платье, а не пресс-папье, даже если оно выглядит красиво. Непонятны были и куклы с лицами, они скорее пугали: в народной традиции куклы не имели лиц, считалось, если у куклы будет лицо, в неё могут вселиться злые силы. Кроме того, согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же — неодушевлённый предмет, и если бы она была похожа на человека, то также воплощала бы в себе образ Бога. Традиционно на Руси девочки всех сословий играли куклами без лиц. Куклы, которыми играли в 19 веке дворянские девочки, имеют своё происхождение от демонстрационной куклы-пандоры, на которых до появления первых модных журналов демонстрировали модные новинки из Парижа. Потом эти куклы стали интерьерными и играть ими, понятно, что не разрешали, которые со временем, с удешевлением производства, когда они перестали быть диковинкой, переместились в детскую.
А что касается сладостей, то они в виде засушенных ягод, яблок, варенья на меду, колотого сахара, ягод летом были доступны больше крестьянским детям — это работающие члены семьи (в крестьянских семьях всё доставалось работающим, а в крестьянской семье посильную работу выполняли все с 3 лет, а до 3 лет сладкое особо и не приветствуется (мне, например, почти не давали)). По той же банальной причине, что вокруг вас это всё растёт, а вокруг городских жителей этого всего гораздо меньше и только в том случае, если возле дома есть хотя бы небольшой участок, но он был не везде и не у всех). Про покупные сладости, фрукты можно сказать так: считалось, что сладкое развращает детей, оно было для взрослых и было заперто в буфет («Тома Сойера» читали? Про яблоки в кладовой? Так было везде). Летом фрукты в регионах, где они растут, ешь кто хочешь — они «копейки», а вот зимой только для взрослых и уважаемых гостей.
Какими были сладости до развития кондитерской промышленности? Пряники, цукаты, мед, компот из сушёных фруктов (только его варили густой и подавали не как напиток, а как десерт), «петушки», только тогда они были разными в виде домиков, зверушек и т. д., «монпансье», но это скорее дарили жёнам и молодым девицам. Пряники дарили в народной традиции на каждый праздник: свадьбу, именины, крупные церковные праздники (их покупали и пекли сами, стоили они недорого), ими украшали ёлки. Где по большей части это доступно(ягоды, фрукты)? Там где это растет. Где можно что-то собрать в лесу. Даже крепостные девки собирая малину для барыни в лесу не ели ее? Да, ладно. Не собирали для себя? Вы сами в это верите? Или тот у кого ульи не ел мед? Не варил варенье на этом самом меду. Семья не ела его с блинами(поминальная пища)? Не пекли пироги с той же брусникой или с калиной? Покупной сахар был не сколько дорог(его подавали головами, в том числе фруктовый), его надо было купить, за ним съездить, а вместо него можно привезти что-то более нужное и это скорее время, которое например летом было в дефиците(из-за занятости крестьян снижалось число ярмарок), потому мед привычнее. А при привозе на сельскую ярмарку он заметно дорожал. В народе всегда говорили: «За морем телушка полушка, да рубль перевоз».
Вот такой вот экскурс получился. Хожу в музеи, смотрю экспозиции, интересуюсь историей много лет, в том числе историей быта и историей праздников.

Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!