Большую ошибку совершают те, кто нарочито противопоставляет христианство патриотизму, заявляя о якобы правильности равнодушного отношения христиан к устроению земного бытия и вместе с тем забывая предупреждение Спасителя о том, что неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10). Любовь к земному Отечеству и к своему народу — это одно из важнейших проявлений любви к ближнему, к которой призывает нас Христос. Главное только, чтобы любовь к Родине не заслоняла любви к Богу, это ключевой критерий здорового патриотического чувства (мы знаем, как в определенный период нашей недавней жизни любовь к Родине не просто поддерживалась, но всячески поощрялась, а любовь к Богу была запрещена).
В случае с Россией — не устану говорить об этом — патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству. Это не просто любовь к отеческим гробам, по выражению Александра Сергеевича Пушкина, но еще и любовь к Церкви и к нашей православной вере, созидавшей национальный характер и культуру, любовь к тем ценностям, которые помогли сохраниться русскому народу самого себя, несмотря на все невзгоды, суровые внешние и внутренние испытания. Неслучайно Церковь, являясь хранительницей духовно-культурного кода и исторической памяти народа, во все времена свидетельствовала о важности защиты родной страны и благословляла ратный подвиг.
Об этом убедительно говорит не только сонм святых в воинском достоинстве, явивших верность Христу и любовь к ближним и к Отечеству, но и пример жертвенного служения верующих людей в годы Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, открытые гонения на Церковь, до этого развязанные безбожными властями, могли ослабить всякое желание и решимость защищать страну.
Кстати, на это обращали внимание оккупационные германские войска, которые, особенно в общении с православными людьми, говорили о том, что вот, вы защищаете партизан, поддерживаете их, а ведь это те самые силы, которые закрыли ваш храм, которые сослали вашего священника, которые запрещали ходить в церковь. Казалось бы, убедительные аргументы. В самом деле, многое было сделано для того, чтобы разрушить религиозную жизнь в стране. Но никто на такие доводы немцев не обращал особого внимания. И это жертвенное патриотическое служение верующих людей наравне с теми, кто в Бога не верил в то время, свидетельствовало о том, что обиды были забыты. Перед лицом общего и страшного врага целью была борьба за свободу и независимость Отечества. И это, конечно, очень важная страница, в том числе в церковно-государственных отношениях в нашей стране.
Православные христиане действительно, несмотря на предшествующие репрессии, отчетливо понимали: все разделения и идеологические разногласия вторичны, ибо речь идет не о защите того или иного политического режима, а о стране, которую веками созидали их благочестивые предки. Кроме того, многих людей, сражавшихся на фронте, полученный личный опыт впоследствии привел к вере.
-—
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V съезда Общества русской словесности, 25 ноября 2025 года
В случае с Россией — не устану говорить об этом — патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству. Это не просто любовь к отеческим гробам, по выражению Александра Сергеевича Пушкина, но еще и любовь к Церкви и к нашей православной вере, созидавшей национальный характер и культуру, любовь к тем ценностям, которые помогли сохраниться русскому народу самого себя, несмотря на все невзгоды, суровые внешние и внутренние испытания. Неслучайно Церковь, являясь хранительницей духовно-культурного кода и исторической памяти народа, во все времена свидетельствовала о важности защиты родной страны и благословляла ратный подвиг.
Об этом убедительно говорит не только сонм святых в воинском достоинстве, явивших верность Христу и любовь к ближним и к Отечеству, но и пример жертвенного служения верующих людей в годы Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, открытые гонения на Церковь, до этого развязанные безбожными властями, могли ослабить всякое желание и решимость защищать страну.
Кстати, на это обращали внимание оккупационные германские войска, которые, особенно в общении с православными людьми, говорили о том, что вот, вы защищаете партизан, поддерживаете их, а ведь это те самые силы, которые закрыли ваш храм, которые сослали вашего священника, которые запрещали ходить в церковь. Казалось бы, убедительные аргументы. В самом деле, многое было сделано для того, чтобы разрушить религиозную жизнь в стране. Но никто на такие доводы немцев не обращал особого внимания. И это жертвенное патриотическое служение верующих людей наравне с теми, кто в Бога не верил в то время, свидетельствовало о том, что обиды были забыты. Перед лицом общего и страшного врага целью была борьба за свободу и независимость Отечества. И это, конечно, очень важная страница, в том числе в церковно-государственных отношениях в нашей стране.
Православные христиане действительно, несмотря на предшествующие репрессии, отчетливо понимали: все разделения и идеологические разногласия вторичны, ибо речь идет не о защите того или иного политического режима, а о стране, которую веками созидали их благочестивые предки. Кроме того, многих людей, сражавшихся на фронте, полученный личный опыт впоследствии привел к вере.
-—
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V съезда Общества русской словесности, 25 ноября 2025 года

Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!