В соцсетях разлетелось заявление протоиерея Фёдора Бородина, что христиане не верят в вымышленного Деда Мороза: «Верить в него как в доброго волшебника – это, конечно, обманываться, для христианина это неприемлемо».
В пресс-службе Российского Деда Мороза сообщили изданию «Подъём», что главный зимний волшебник вне политики и религии, и главное — это добро и радость.
«Российский Дед Мороз вне политики и вне религии. Каждый вправе выбирать самостоятельно, во что или в кого верить. Лишь бы эта вера освещала его путь добром и радостью, а сердце наполняла счастьем!»
Между тем руководитель Всероссийского Православного родительского комитета иерей Вячеслав Клюев в комментарии «Подъёму» так же отметил, что взрослые не должны обманывать детей, а Дед Мороз — это наследие советского прошлого.
«Конечно, родитель не может обманывать своего ребёнка. То есть, это игра в придуманных героев, родитель создаёт придуманный мир, фэнтезийный, который рано или поздно будет развеян, потому что это ложь, припорошенная шутками, может быть, и добрыми намерениями. Но это обманчивые намерения в итоге.
Если мы хотим видеть традиционный взгляд, максимум, что мы можем говорить про Деда Мороза, что это не более чем персонаж сказок, его не существует. Есть, условно, Колобок, Чебурашка. Никто же не начинает убеждать, что они существуют. И трагедии для ребёнка в этом нет, что Колобка не существует. А вот когда мы навязываем, что есть этот Дед Мороз, а расскажи ему стишок, а спой ему песенку, он тебе подарочек принесёт — это в чистом виде обман, квазирелилигия. Вот этот посыл, он неприемлем.
Нужно понимать, откуда взялась такая вера в Деда Мороза. Это один из вариантов подмены христианских ценностей, которые были до революции. Отменили ёлку, Рождество, рождественские подарки, мероприятия, и народ выл, хотелось праздника. Безбожие, атеизм были заменой религии. Это была вера в то, что Бога нет. И вернуть тот праздник, который был, оказалось невозможно. И родилась вот эта подмена — праздновать не Рождество Христово, а некий Новый год. Давайте будем дарить не подарки, которые традиционно связаны с Николаем Чудотворцем, а подарки от вымышленного персонажа».
Священник посоветовал родителям объяснять детям, откуда пошла традиция дарить подарки, дарить их от своего имени и не «придумывать духа какого-то, джинна, который якобы тебе что-то принёс, потому что ты себя вёл хорошо».
В пресс-службе Российского Деда Мороза сообщили изданию «Подъём», что главный зимний волшебник вне политики и религии, и главное — это добро и радость.
«Российский Дед Мороз вне политики и вне религии. Каждый вправе выбирать самостоятельно, во что или в кого верить. Лишь бы эта вера освещала его путь добром и радостью, а сердце наполняла счастьем!»
Между тем руководитель Всероссийского Православного родительского комитета иерей Вячеслав Клюев в комментарии «Подъёму» так же отметил, что взрослые не должны обманывать детей, а Дед Мороз — это наследие советского прошлого.
«Конечно, родитель не может обманывать своего ребёнка. То есть, это игра в придуманных героев, родитель создаёт придуманный мир, фэнтезийный, который рано или поздно будет развеян, потому что это ложь, припорошенная шутками, может быть, и добрыми намерениями. Но это обманчивые намерения в итоге.
Если мы хотим видеть традиционный взгляд, максимум, что мы можем говорить про Деда Мороза, что это не более чем персонаж сказок, его не существует. Есть, условно, Колобок, Чебурашка. Никто же не начинает убеждать, что они существуют. И трагедии для ребёнка в этом нет, что Колобка не существует. А вот когда мы навязываем, что есть этот Дед Мороз, а расскажи ему стишок, а спой ему песенку, он тебе подарочек принесёт — это в чистом виде обман, квазирелилигия. Вот этот посыл, он неприемлем.
Нужно понимать, откуда взялась такая вера в Деда Мороза. Это один из вариантов подмены христианских ценностей, которые были до революции. Отменили ёлку, Рождество, рождественские подарки, мероприятия, и народ выл, хотелось праздника. Безбожие, атеизм были заменой религии. Это была вера в то, что Бога нет. И вернуть тот праздник, который был, оказалось невозможно. И родилась вот эта подмена — праздновать не Рождество Христово, а некий Новый год. Давайте будем дарить не подарки, которые традиционно связаны с Николаем Чудотворцем, а подарки от вымышленного персонажа».
Священник посоветовал родителям объяснять детям, откуда пошла традиция дарить подарки, дарить их от своего имени и не «придумывать духа какого-то, джинна, который якобы тебе что-то принёс, потому что ты себя вёл хорошо».

Татьяна Потапова
Девид Девид
Людмила Ведерникова
Ольга Даниленко
Раиса Левина
Ветер Буранов
Наталия Мазуркевич
Алия Ахвер
Klaus Trofob
Мутя Мутяшов
Ламер Хакеров
А что насчёт бога?
Вот верит у меня дитешко в деда мороза, и в бога верит (и в зубную фею верит). Как мне - атеисту - стоит ей объяснять о существовании бога? Что думает рпц по этому поводу?
Само по себе детство должно быть наполнено волшебством и чудесами, в том числе и верой в деда мороза - ведь приятно получать от него подарки.
Вырастет - перестанет верить, никто от этого не умер, психику не сломал. Каждый взрослый это подтвердит.
Кот Гав
Костя Ихнет
Марья Марья
Мария Петрова
Мария Петрова
Константин Гилемов
Наталия Савельева
Александра Викторова
Примерно как с физикой , если ее не знать , то в жизни столько всего необъяснимого 😂
Кирилл Скаринов
Там не обманывают, они зуб за это дают..
Александра Викторова
Евгений Ермольник
Наталия Мазуркевич
Кирилл Скаринов
А все что было раньше- то бесы подкинули...
Наталия Мазуркевич
Константин Витальевич
Alex Demon
Дмитрий Дмитриев
Например, согласно вероисповеданию - Христос Воскрес.
Не исключено , что он просто пережил клиническую смерть или что то подобное, о чем тогда знаний не было.
С вином та же история , возможно у него был какой то концентрат или подобие, которое он кидал в воду и тд)
Феникс Ледяной
Валерия Муравьева
Кирилл Скаженюк
Костик Зарытовских
Игорь Смирнов
православное духовенство в Российской империи системно участвовало в сокрытии преступлений помещиков.
Не всегда как прямые соучастники — чаще через молчаливое попустительство, формальное оформление смертей и отказ от морального осуждения.
Как это работало:
1. Фальсификация причин смерти
Священники вели метрические книги — без их записи смерть крепостного не существовала юридически.
Если крестьянина избивали до смерти, помещик объявлял: «умер от горячки».
Поп, зависимый от барина (церковь на его земле, жалование от него), почти никогда не возражал.
→ В деле Салтычихи — показания, что тела хоронили ночью, а смерти записывали как естественные.
→ В архивных метриках — серии «лихорадок» в усадьбах известных садистов. Это не эпидемия — это эвфемизм.
2. Отказ от духовного вмешательства
По канону священник должен был наставлять на путь истинный.
На практике — почти ни одного случая, чтобы поп осудил помещика за пытки.
Напротив: «Господь дал тебе господина — не ропщи».
→ В записях этнографа П. Рыбникова — десятки примеров, где крестьян отговаривали жаловаться: «Терпи, это твой крест».
→ Герцен и Чернышевский прямо называли церковь инструментом подавления.
3. «Покаянная экономика»
Помещик, мучимый совестью (или репутацией), строил храм, жертвовал на церковь — и получал статус «благочестивого».
Священник, принимая пожертвование, легитимировал преступника как праведника.
→ Усадебные церкви по всей России — построены на такие средства.
→ В церковных описях — «благодетель, пожертвовавший купол в упование на милость Божию».
4. Прямые случаи соучастия (редкие, но задокументированные)
→ В 1830-х в Тамбовской губернии священник отказался отпевать убитую крепостную девушку, назвав её «самоубийцей» — чтобы дело замяли.
→ В РГИА сохранился допрос священника, признавшего, что записал смерть избитого крестьянина как «от чахотки» по просьбе барина. Наказан не был: «не имел права противоречить начальству».
Архивные источники:
→ РГАДА — Фонд 248, дело №123 (дело Салтычихи, 1762 г.); Фонд 1210 — метрические книги с массовыми записями «лихорадка», «падучая» в жестоких усадьбах.
→ РГИА — Фонд 1287, опись 1 (дела о злоупотреблениях помещиков, 1820–1850 гг.); дело №4512 (1839 г.) — допрос священника-соучастника.
→ Публикации: Н.А. Котлярова, «Дело Салтычихи», Вопросы истории, №4, 2003; Г. Л. Фриз, Everyday Orthodoxy in Imperial Russia; П.Н. Рыбников, Сборник песен..., т. II, с. 214 — про «попов-барских псов».