Йога случается спонтанно
Помогает ли нашей медитации практика традиционных поз йоги?
Личность человека составляют не только физическая и не только умственная часть, но обе одновременно. Вернее будет сказать, что личность обладает психосоматическим единством. Между ними нет разрыва, поэтому все, что происходит на физическом уровне, передается на ментальный уровень, и наоборот. Философы привыкли представлять человека только как тело или только как ум, то есть как отдельные явление, хотя они и параллельны, в любом случае не как одно целое. Для меня и для современной науки, эти явления представляют собой единое целое.
Видимый ум это тело, а невидимое тело - ум. Это две полярности одного существования. Ум это то что преображает наши чувства, и, с другой стороны, сдерживает их. А тело это место, где находятся наши чувства. Разделение между ними обусловлено чувствами и их границами.
Человек существует одновременно в теле и уме. Даже сказать «оба одновременно» некорректно. Это одно и тоже. Все различие заключается только в вибрациях. Тело это грубые вибрации, которые оно получает через органы чувств, а ум - тонкие вибрации, преобразованные в способности чувств.
Почему я говорю об этом? Эта теория хорошо известна на Западе как теория Джеймса-Ланге. Здравый смысл всегда подсказывал, что тело следует за умом: когда вы напуганы, тело бежит; когда вы сердитесь, тело готовится к драке. Но психологи Джеймс и Ланге, предложили совсем противопо ложный взгляд: не страх - причина бегства, а бегство - причина страха.
Согласно им, тело первично, ум следует за ним. Они объясняют свою позицию тем, что вы не можете испугаться или рассердиться, если ваше тело не создаст соответствующую ситуацию. Они доказали, что невозможно испытывать гнев как сугубо умственное явление, без отклика тела. Они утверждают что вы не сможете разгневаться, если ваши глаза не покраснели, если вы не сжали кулаки для драки. Но Джеймс и Ланге не правы несмотря на то, что их теория выглядит весьма правдоподобно. Таковы реакции тела, а без реакций тела ум не может выразить свое отношение, но это не значит, что умственная позиция не может существовать без реакций тела. Человек может выказывать признаки гнева в теле и в то же время не сердиться, так поступают актеры. Актер может блестяще разыграть гнев в телесных признаках, но в действительности он не будет испытывать гнев. Точно также он может продемонстрировать все признаки любви в теле, но не чувствовать любовь. Тело может выразить какие угодно чувства, хотя в уме ничего подобного не будет. Ум также может чувствовать, но не выражать ничего телесно, потому что мы можем управлять своими грубыми внутренними энергиями, тогда как тонкие энергии неподвластны нам. Когда мы наблюдаем не только чужой гнев, но и свой собственный, то видим его в теле. Гнев все еще существует в форме семени, он это только еще может проявиться, но мы не можем обнаружить его сами, пока он не проявится на грубом уровне тела.
Теория Джеймса-Ланге верна только на пятьдесят процентов. Общие ощущения всегда верны наполовину, но то, что узнали Джеймс и Ланге, давно известно йогам. Поэтому они развивали йогические асаны и мудры. Йоги поняли, что все мысли и настроения ума как-то проявляются в теле. Когда ум меняется, тело принимает соответствующую позу, мудру, выражение, и преображается.
Йога также учит, что возможно и противоположное: если тело принимает особенную позу, то в уме создается соответствующее настроение. Но и йоги ошибаются, как Джеймса и Ланге. Вы можете сами поэкспериментировать. Человек садится в позу Будды, но это не значит, что у него появится такое же внутреннее спокойствие, как и у Будды. С другой стороны, если у человека точно такое же мироощущение, как у Будды, тогда его тело само собой примет позу, похожую на позу Будды.
Поэтому я против практики поз йоги. Они должны возникать сами собой, вы же не должны выполнять их усилием. Если вы практикуете асаны, все равно нет никакой уверенности в том, что за ними последует соответствующее внутреннее состояние ума. Вы можете и просто устроить спектакль, это не так уж и трудно. Вы можете сидеть как Будда или стоять как Махавира, что несложно, но это не важно, так как вы ничего не достигнете.
Откуда появляются асаны? Когда у вас возникает такое же состояние ума, как у Будды, ваше тело принимает соответствующую позу. Тело по своей природе выражает настроение ума позой и жестом. Люди издревле знают о том, что каждому состоянию ума соответствуют конкретные движения тела.
Люди предположили, что, если принять позу, за ней точно последует соответствующее умственное состояние. Это не совсем так. С другой стороны, такое предположение довольно опасно, потому что вы можете обмануть им не только других, но и себя. Это действительно опасно.
Если вы сидите в позе Будды, эта поза создает в вас чувство спокойствия. Теперь вы можете предположить, что достигли спокойствия, вы чувствуете тишину, безмятежность. Но это спокойствие обманчиво. Оно не укоренено в вас, вы навязали его себе - оно пришло не изнутри, а извне. Вы явно чувствуете спокойствие, но оно искусственное, обусловленное, проецированное телом.
Мы занимались такими вещами на протяжении многих жизней. Это же мы делаем изо дня в день. Вы просто улыбаетесь, хотя не хотите улыбаться, это просто жест. Но стоит вам улыбнуться, и у вас возникает чувство. Это чувство ложное, но вы обманулись. Вы можете демонстрировать любовь не любя, и у вас получится обмануть других. Но вполне возможно, вы забудете о том, что это просто игра, и обманетесь сами, решив, что вы в самом деле влюблены. Тогда подлинная любовь (как революция, как смерть, полное преображение), ни когда не вспыхнет из-за вашего притворства.
Я решительно против асан или мудр, их не нужно практиковать. Если они сами появились, тогда все в порядке. Они обязательно возникнут, позвольте им прийти самостоятельно, они станут важным показателем. Они будут не обманом, а вехами, символами, указывающими нечто вам и другим людям.
Но пусть эти указатели придут изнутри, не навязывайте их извне. Если вы станете навязывать их себе, они могут оказаться не тем, что требуется для вашей личной ситуации, потому что это обобщенная форма. Если вы достигли поля Будды, конкретной асаны, за ней последуют особенные жесты.
Но эта поза не будет той же, что и у Гаутамы Будды, она будет существенно отличаться от нее! В целом она будет напоминать позу Будды, но вы не Гаутама Будда, ваша индивидуальность, механизм вашего ума и тела индивидуален, поэтому ваша поза никогда не будет точно такой же. Если вы навязываете себе позу Будды, она не будет соответствовать вашей индивидуальной ситуации. На свете много асан, каждому подходит что-то свое. Махавира достиг самадхи, сидя в другой позе, годухасане. Она напоминает посадку доярки при дойке коровы. Никто больше не достиг самадхи в этой позе, никто так не сидел! Но можно сидеть и так. Что касается самадхи, это нерационально и нелогично.
Почему Махавира сидел в такой позе? Поза Будды правильная, а поза Махавиры абсурдна. Он не практиковал ее, она сама возникла. Что-то произошло в нем, и его тело приняло соответствующую позу, пусть она и абсурдна. Если Махавира практиковал асаны, то скорее всего сидел бы как Будда, потому что такова была традиционная поза медитации. Но он отпустил себя, и самадхи пришло, создало позу, которая точно подходила его телу, его индивидуальности.
Каждому человеку нужно выразить свою индивидуальность. Нет человека точно такого же, как и другой, и не может быть. Индивидуальность уникальна, потому все, что цветет в ней, единственное в своем роде. Если вы навязываете что-то извне, получится обобщенное понятие, которое не подойдет вашей ситуации.
Поэтому я, выступая против асан, не хочу сказать, что они не приемлемы, абсурдны. Я говорю, что абсурдно их практиковать. Позвольте им прийти, и они придут сами, и тогда у них будет значение. Они будут работать в вашем теле, и через них ваше тело начнет настраиваться на новую ситуацию.
Вы не можете уснуть, стоя на голове. Это у вас не получится, потому что для сна нужна соответствующая поза. Не нужно ложиться для того, чтобы уснуть, но, когда вы уснете, вы будете лежать. То же самое верно в отношении вышесказанного. Нужно начинать не извне, а изнутри. Цветение проявится извне, но корни должны идти от сокровенной сути вашего существования. Начните с медитации, и позвольте прийти всему, что последует. Когда потребуется соответствующая асана, она придет сама. А когда асана больше не будет нужна, она уйдет сама собой.
Ошо
Помогает ли нашей медитации практика традиционных поз йоги?
Личность человека составляют не только физическая и не только умственная часть, но обе одновременно. Вернее будет сказать, что личность обладает психосоматическим единством. Между ними нет разрыва, поэтому все, что происходит на физическом уровне, передается на ментальный уровень, и наоборот. Философы привыкли представлять человека только как тело или только как ум, то есть как отдельные явление, хотя они и параллельны, в любом случае не как одно целое. Для меня и для современной науки, эти явления представляют собой единое целое.
Видимый ум это тело, а невидимое тело - ум. Это две полярности одного существования. Ум это то что преображает наши чувства, и, с другой стороны, сдерживает их. А тело это место, где находятся наши чувства. Разделение между ними обусловлено чувствами и их границами.
Человек существует одновременно в теле и уме. Даже сказать «оба одновременно» некорректно. Это одно и тоже. Все различие заключается только в вибрациях. Тело это грубые вибрации, которые оно получает через органы чувств, а ум - тонкие вибрации, преобразованные в способности чувств.
Почему я говорю об этом? Эта теория хорошо известна на Западе как теория Джеймса-Ланге. Здравый смысл всегда подсказывал, что тело следует за умом: когда вы напуганы, тело бежит; когда вы сердитесь, тело готовится к драке. Но психологи Джеймс и Ланге, предложили совсем противопо ложный взгляд: не страх - причина бегства, а бегство - причина страха.
Согласно им, тело первично, ум следует за ним. Они объясняют свою позицию тем, что вы не можете испугаться или рассердиться, если ваше тело не создаст соответствующую ситуацию. Они доказали, что невозможно испытывать гнев как сугубо умственное явление, без отклика тела. Они утверждают что вы не сможете разгневаться, если ваши глаза не покраснели, если вы не сжали кулаки для драки. Но Джеймс и Ланге не правы несмотря на то, что их теория выглядит весьма правдоподобно. Таковы реакции тела, а без реакций тела ум не может выразить свое отношение, но это не значит, что умственная позиция не может существовать без реакций тела. Человек может выказывать признаки гнева в теле и в то же время не сердиться, так поступают актеры. Актер может блестяще разыграть гнев в телесных признаках, но в действительности он не будет испытывать гнев. Точно также он может продемонстрировать все признаки любви в теле, но не чувствовать любовь. Тело может выразить какие угодно чувства, хотя в уме ничего подобного не будет. Ум также может чувствовать, но не выражать ничего телесно, потому что мы можем управлять своими грубыми внутренними энергиями, тогда как тонкие энергии неподвластны нам. Когда мы наблюдаем не только чужой гнев, но и свой собственный, то видим его в теле. Гнев все еще существует в форме семени, он это только еще может проявиться, но мы не можем обнаружить его сами, пока он не проявится на грубом уровне тела.
Теория Джеймса-Ланге верна только на пятьдесят процентов. Общие ощущения всегда верны наполовину, но то, что узнали Джеймс и Ланге, давно известно йогам. Поэтому они развивали йогические асаны и мудры. Йоги поняли, что все мысли и настроения ума как-то проявляются в теле. Когда ум меняется, тело принимает соответствующую позу, мудру, выражение, и преображается.
Йога также учит, что возможно и противоположное: если тело принимает особенную позу, то в уме создается соответствующее настроение. Но и йоги ошибаются, как Джеймса и Ланге. Вы можете сами поэкспериментировать. Человек садится в позу Будды, но это не значит, что у него появится такое же внутреннее спокойствие, как и у Будды. С другой стороны, если у человека точно такое же мироощущение, как у Будды, тогда его тело само собой примет позу, похожую на позу Будды.
Поэтому я против практики поз йоги. Они должны возникать сами собой, вы же не должны выполнять их усилием. Если вы практикуете асаны, все равно нет никакой уверенности в том, что за ними последует соответствующее внутреннее состояние ума. Вы можете и просто устроить спектакль, это не так уж и трудно. Вы можете сидеть как Будда или стоять как Махавира, что несложно, но это не важно, так как вы ничего не достигнете.
Откуда появляются асаны? Когда у вас возникает такое же состояние ума, как у Будды, ваше тело принимает соответствующую позу. Тело по своей природе выражает настроение ума позой и жестом. Люди издревле знают о том, что каждому состоянию ума соответствуют конкретные движения тела.
Люди предположили, что, если принять позу, за ней точно последует соответствующее умственное состояние. Это не совсем так. С другой стороны, такое предположение довольно опасно, потому что вы можете обмануть им не только других, но и себя. Это действительно опасно.
Если вы сидите в позе Будды, эта поза создает в вас чувство спокойствия. Теперь вы можете предположить, что достигли спокойствия, вы чувствуете тишину, безмятежность. Но это спокойствие обманчиво. Оно не укоренено в вас, вы навязали его себе - оно пришло не изнутри, а извне. Вы явно чувствуете спокойствие, но оно искусственное, обусловленное, проецированное телом.
Мы занимались такими вещами на протяжении многих жизней. Это же мы делаем изо дня в день. Вы просто улыбаетесь, хотя не хотите улыбаться, это просто жест. Но стоит вам улыбнуться, и у вас возникает чувство. Это чувство ложное, но вы обманулись. Вы можете демонстрировать любовь не любя, и у вас получится обмануть других. Но вполне возможно, вы забудете о том, что это просто игра, и обманетесь сами, решив, что вы в самом деле влюблены. Тогда подлинная любовь (как революция, как смерть, полное преображение), ни когда не вспыхнет из-за вашего притворства.
Я решительно против асан или мудр, их не нужно практиковать. Если они сами появились, тогда все в порядке. Они обязательно возникнут, позвольте им прийти самостоятельно, они станут важным показателем. Они будут не обманом, а вехами, символами, указывающими нечто вам и другим людям.
Но пусть эти указатели придут изнутри, не навязывайте их извне. Если вы станете навязывать их себе, они могут оказаться не тем, что требуется для вашей личной ситуации, потому что это обобщенная форма. Если вы достигли поля Будды, конкретной асаны, за ней последуют особенные жесты.
Но эта поза не будет той же, что и у Гаутамы Будды, она будет существенно отличаться от нее! В целом она будет напоминать позу Будды, но вы не Гаутама Будда, ваша индивидуальность, механизм вашего ума и тела индивидуален, поэтому ваша поза никогда не будет точно такой же. Если вы навязываете себе позу Будды, она не будет соответствовать вашей индивидуальной ситуации. На свете много асан, каждому подходит что-то свое. Махавира достиг самадхи, сидя в другой позе, годухасане. Она напоминает посадку доярки при дойке коровы. Никто больше не достиг самадхи в этой позе, никто так не сидел! Но можно сидеть и так. Что касается самадхи, это нерационально и нелогично.
Почему Махавира сидел в такой позе? Поза Будды правильная, а поза Махавиры абсурдна. Он не практиковал ее, она сама возникла. Что-то произошло в нем, и его тело приняло соответствующую позу, пусть она и абсурдна. Если Махавира практиковал асаны, то скорее всего сидел бы как Будда, потому что такова была традиционная поза медитации. Но он отпустил себя, и самадхи пришло, создало позу, которая точно подходила его телу, его индивидуальности.
Каждому человеку нужно выразить свою индивидуальность. Нет человека точно такого же, как и другой, и не может быть. Индивидуальность уникальна, потому все, что цветет в ней, единственное в своем роде. Если вы навязываете что-то извне, получится обобщенное понятие, которое не подойдет вашей ситуации.
Поэтому я, выступая против асан, не хочу сказать, что они не приемлемы, абсурдны. Я говорю, что абсурдно их практиковать. Позвольте им прийти, и они придут сами, и тогда у них будет значение. Они будут работать в вашем теле, и через них ваше тело начнет настраиваться на новую ситуацию.
Вы не можете уснуть, стоя на голове. Это у вас не получится, потому что для сна нужна соответствующая поза. Не нужно ложиться для того, чтобы уснуть, но, когда вы уснете, вы будете лежать. То же самое верно в отношении вышесказанного. Нужно начинать не извне, а изнутри. Цветение проявится извне, но корни должны идти от сокровенной сути вашего существования. Начните с медитации, и позвольте прийти всему, что последует. Когда потребуется соответствующая асана, она придет сама. А когда асана больше не будет нужна, она уйдет сама собой.
Ошо
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!