Три шага в одну эпоху
На фотографии, сделанной в Китае в начале XX века, — три девочки. Они не позируют, не улыбаются, не играют. Они просто стоят перед деревянной стеной, и их молчание говорит громче любых слов.
Слева — босая, в простой одежде, вероятно, служанка или рабыня. В центре — девочка с бинтованными ногами, в украшениях и нарядной обуви. Справа — девочка в обычной обуви, без следов болезненной традиции. Так, в одном кадре, словно в трёх точках на временной шкале, сошлись разные социальные и культурные миры Китая на пороге перемен.
Босоногая девочка символизирует низший слой общества. В Китае того времени детей из бедных семей нередко продавали в услужение в богатые дома, где они выполняли всю грязную работу. Рабство в прямом смысле было отменено официально лишь в начале XX века, но фактически продержалось значительно дольше. Такие дети редко получали образование и, как правило, оставались невидимыми для общества.
Девочка в центре — представительница старого уклада. Бинтование ног (纏足, чаньцзу) считалось обязательным для девушек из обеспеченных или уважаемых семей. Считалось, что маленькая стопа — знак красоты, утончённости и послушания. Процедура начиналась в раннем возрасте: девочке ломали свод стопы, загибали пальцы под подошву и туго бинтовали. Процесс длился годами и нередко приводил к инфекциям, гангрене и инвалидности. Но отказ от этой практики означал потерю шансов на хороший брак. Система подчиняла женщин буквально с первого шага.
Бинтованные стопы нередко натирались благовониями или лепестками цветов, чтобы скрыть запах гноя, раны под бинтами практически не заживали.
Третья девочка — уже в обычной обуви, без признаков бинтования. По некоторым источникам, она воспитывалась в христианской семье. В то время в Китай активно приходили западные миссионеры, открывая школы и больницы. Одним из первых требований было отказать от практики бинтования ног.
К 1912 году правительство официально запретило бинтование, но на практике оно продолжалось в сельской местности до 1930-х годов, а в отдельных случаях — и позже.
Эта фотография — не просто исторический снимок, это документ, зафиксировавший точку перелома. В ней пересечение прошлого, настоящего и будущего. Один и тот же народ, один и тот же возраст, три разные судьбы. И каждый шаг — шаг по хрупкому мосту между эпохами.
На фотографии, сделанной в Китае в начале XX века, — три девочки. Они не позируют, не улыбаются, не играют. Они просто стоят перед деревянной стеной, и их молчание говорит громче любых слов.
Слева — босая, в простой одежде, вероятно, служанка или рабыня. В центре — девочка с бинтованными ногами, в украшениях и нарядной обуви. Справа — девочка в обычной обуви, без следов болезненной традиции. Так, в одном кадре, словно в трёх точках на временной шкале, сошлись разные социальные и культурные миры Китая на пороге перемен.
Босоногая девочка символизирует низший слой общества. В Китае того времени детей из бедных семей нередко продавали в услужение в богатые дома, где они выполняли всю грязную работу. Рабство в прямом смысле было отменено официально лишь в начале XX века, но фактически продержалось значительно дольше. Такие дети редко получали образование и, как правило, оставались невидимыми для общества.
Девочка в центре — представительница старого уклада. Бинтование ног (纏足, чаньцзу) считалось обязательным для девушек из обеспеченных или уважаемых семей. Считалось, что маленькая стопа — знак красоты, утончённости и послушания. Процедура начиналась в раннем возрасте: девочке ломали свод стопы, загибали пальцы под подошву и туго бинтовали. Процесс длился годами и нередко приводил к инфекциям, гангрене и инвалидности. Но отказ от этой практики означал потерю шансов на хороший брак. Система подчиняла женщин буквально с первого шага.
Бинтованные стопы нередко натирались благовониями или лепестками цветов, чтобы скрыть запах гноя, раны под бинтами практически не заживали.
Третья девочка — уже в обычной обуви, без признаков бинтования. По некоторым источникам, она воспитывалась в христианской семье. В то время в Китай активно приходили западные миссионеры, открывая школы и больницы. Одним из первых требований было отказать от практики бинтования ног.
К 1912 году правительство официально запретило бинтование, но на практике оно продолжалось в сельской местности до 1930-х годов, а в отдельных случаях — и позже.
Эта фотография — не просто исторический снимок, это документ, зафиксировавший точку перелома. В ней пересечение прошлого, настоящего и будущего. Один и тот же народ, один и тот же возраст, три разные судьбы. И каждый шаг — шаг по хрупкому мосту между эпохами.
Светлана Петрова
Сидели или ехали на носилках
Анатолий Бродский
Иван Затеванов
Тирион Ланнистер
Григорий Беляков
Алексей Бурмагин
Евгения Хоруженко Сельский Регент
Ясмина Солнцева
Ольга Шаврина-Гоголь
Тирион Ланнистер