Часть2
Мастера, который жил отшельником в горах, спросил один монах: «Что есть Путь?» «Какая красивая гора!» - сказал мастер в ответ.«Я не о горе спрашиваю тебя, - сказал монах, - а о пути». Мастер ответил: «Пока ты не перейдешь гору, сынок, тебе не достичь пути».
Путь легок - но вы как гора; путь лежит запределами. Трудно превзойти себя. Как только вы окажетесь на Пути, это не будет проблемой, но вы еще очень далеки от него.
Вы такой клубок противоречий! Одна ваша часть движется на восток, другая - на запад - вы не идете в одном направлении. В вашем нынешнем состоянии это невозможно, потому что для движения в одном направлении требуется внутренняя целостность, кристаллизованная сущность. Сейчас ваша сущность представляет собой толпу, в которой множество личностей - и отсутствует целостность.
В лучшем случае, если вы сумеете организовать себя, что приходится делать всем, - если вы сможете контролировать себя, то, в лучшем случае, вы превратите толпу в собрание; и даже тогда это будет, скорее, похоже на собрание индийцев, а не британцев: большинство будет двигаться в одном направлении, но всегда найдется меньшинство, которое пойдет в другую сторону.
Итак, даже очень сдержанный, дисциплинированный человек, человек с характером, думающий - даже такой человек никогда не достигает Пути. Возможно, он умеет приспосабливаться в обществе, но он так же неспособен достичь Пути от туда, откуда открывается дверь в Божественное.
Вы действительно как гора.
Первое, что следует понять - это то, что толпа должна исчезнуть. Полипсихическое существование должно стать монопсихическим; вы должны быть кем-то одним. Это означает, что вы должны не иметь мыслей, потому что мысли - это толпа, множество мыслей разрывает вас на части. Они порождают внутри вас хаос, они противоречат одна другой. Даже когда вы принимаете решение, вы отвергаете мнение какой-либо одной своей части - решение не бывает единогласным.
Мне рассказывали такой случай: Мулла Насреддин сильно заболел на нервной почве, у него обнаружили какое-то психическое заболевание. Болезнь проявлялась в том, что он постепенно терял всякую способность принимать решения - и не только серьезные решения, а даже малозначительные: принимать ванну или нет, надеть этот галстук или тот, ехать на работу на такси или на своей машине - он не мог принять даже такое простое решение и попал из-за этого в психиатрическую больницу. Полгода лечения - и все успокоилось; врачи решили, что он в порядке. В один прекрасный день они сказали: «Теперь, Насреддин, ты совершенно здоров. Возвращайся обратно в мир, принимайся за работу, действуй. У нас нет никаких сомнений в том, что все в порядке». Но, заметив со стороны Насреддина определенную нерешительность, врач спросил: «Ну как, ты чувствуешь себя готовым вернуться в мир, продолжать жить и работать?» Насреддин ответил: «И да, и нет». Таково положение дел. Вопрос не в том, больны вы или нет; в большей или меньшей степени - но глубоко внутри остается эта проблема: и да, и нет, и то, и другое.
Вы любите кого-то? - да, но где-то в глубине прячется нет. Рано или поздно, когда вам наскучит и надоест, откуда ни возьмись появится нет, и вы возненавидите человека, которого сами же любили. Вам нравится что-то, но в глубине есть скрытое недовольство; рано или поздно это перестанет вам нравиться. Вы сходили с ума от любви, от удовольствия; вы будете так же безумны в своей ненависти и неприязни. Такие, как вы есть сейчас - со своими и да, и нет, и всем сразу - как вы можете приблизиться к Божественному?
Божественному требуется полная отдача - на меньшее оно не согласно; но как вы можете посвятить себя чему-либо целиком? Ведь вы не целостная сущность! Поэтому вы - как гора.
Путь легок, но вы не стоите на Пути; и никакие техники, никакие методики, никакие Мастера, по правде говоря, не дают вам Пути - Путь уже существует. Их методики и техники лишь подводят вас к Пути; они сами не есть Путь. Они - как горные тропинки, чтобы вы могли пройти дальше - потому что Путь уже есть; нет никакой необходимости прокладывать Путь, потому что он уже есть. Но вы заблудились в лесу. Вас нужно вернуть на Путь.
Итак, первое: чем более вы разрозненны, тем дальше вы от Пути; чем более целостны, тем ближе к нему. Мысли разрывают вас на части, потому что каждая из них несет в себе противоположность: любовь несет в себе ненависть, дружба - вражду, симпатия - антипатию. Сосан прав, когда говорит: «Легкое движение, едва заметный шаг внутри вас от любви к ненависти - и небо ополчится против земли». Если нет никакого разделения - вы достигли, потому что при отсутствии разделения вы едины.
Итак, первое, что нужно запомнить - как отбросить мысли, - но при отсутствии мыслей оставаться бдительным, потому что мысли могут отсутствовать и в глубоком сне, но это не то. Это полезно для тела, вот почему после глубокого сна тело ощущает себя помолодевшим, но ум чувствует усталость даже утром, потому что деятельность ума не прекращается. Тело расслабляется, хотя ум мешает ему расслабиться полностью; но, тем не менее, оно расслабляется; поэтому наутро тело в форме, покрайней мере, оно работоспособно - но ум не чувствует себя отдохнувшим даже утром. Вы ложитесь спать уставшим, а просыпаетесь еще более уставшим, потому что ум не переставал работать, мечтать, думать, строить планы, грезить; ум не переставал работать.
В глубоком сне, когда вы на несколько мгновений полностью погружаетесь в бессознательное, вы переживаете единение. То же самое единение необходимо в состоянии осознанности и бдительности. Когда вы погружены в глубокий сон - никаких мыслей, никакого деления на хорошее и плохое, на рай и ад, на Бога и Дьявола, вообще никакого деления; вы просто есть, но вы бессознательны. Того же самого состояния нужно достичь, когда вы бдительны и осознанны. Самадхи, кульминация, высшее, высшая медитация - это не что иное, как глубокий сон при полной осознанности. Вы умеете погружаться в глубокий сон; все, чего остается достичь - это все большей и большей осознанности. Если вы сможете добавить осознанности к своему глубокому сну, вы станете просветленным. Вы превзошли горы, и Путь открылся.
Ошо
Мастера, который жил отшельником в горах, спросил один монах: «Что есть Путь?» «Какая красивая гора!» - сказал мастер в ответ.«Я не о горе спрашиваю тебя, - сказал монах, - а о пути». Мастер ответил: «Пока ты не перейдешь гору, сынок, тебе не достичь пути».
Путь легок - но вы как гора; путь лежит запределами. Трудно превзойти себя. Как только вы окажетесь на Пути, это не будет проблемой, но вы еще очень далеки от него.
Вы такой клубок противоречий! Одна ваша часть движется на восток, другая - на запад - вы не идете в одном направлении. В вашем нынешнем состоянии это невозможно, потому что для движения в одном направлении требуется внутренняя целостность, кристаллизованная сущность. Сейчас ваша сущность представляет собой толпу, в которой множество личностей - и отсутствует целостность.
В лучшем случае, если вы сумеете организовать себя, что приходится делать всем, - если вы сможете контролировать себя, то, в лучшем случае, вы превратите толпу в собрание; и даже тогда это будет, скорее, похоже на собрание индийцев, а не британцев: большинство будет двигаться в одном направлении, но всегда найдется меньшинство, которое пойдет в другую сторону.
Итак, даже очень сдержанный, дисциплинированный человек, человек с характером, думающий - даже такой человек никогда не достигает Пути. Возможно, он умеет приспосабливаться в обществе, но он так же неспособен достичь Пути от туда, откуда открывается дверь в Божественное.
Вы действительно как гора.
Первое, что следует понять - это то, что толпа должна исчезнуть. Полипсихическое существование должно стать монопсихическим; вы должны быть кем-то одним. Это означает, что вы должны не иметь мыслей, потому что мысли - это толпа, множество мыслей разрывает вас на части. Они порождают внутри вас хаос, они противоречат одна другой. Даже когда вы принимаете решение, вы отвергаете мнение какой-либо одной своей части - решение не бывает единогласным.
Мне рассказывали такой случай: Мулла Насреддин сильно заболел на нервной почве, у него обнаружили какое-то психическое заболевание. Болезнь проявлялась в том, что он постепенно терял всякую способность принимать решения - и не только серьезные решения, а даже малозначительные: принимать ванну или нет, надеть этот галстук или тот, ехать на работу на такси или на своей машине - он не мог принять даже такое простое решение и попал из-за этого в психиатрическую больницу. Полгода лечения - и все успокоилось; врачи решили, что он в порядке. В один прекрасный день они сказали: «Теперь, Насреддин, ты совершенно здоров. Возвращайся обратно в мир, принимайся за работу, действуй. У нас нет никаких сомнений в том, что все в порядке». Но, заметив со стороны Насреддина определенную нерешительность, врач спросил: «Ну как, ты чувствуешь себя готовым вернуться в мир, продолжать жить и работать?» Насреддин ответил: «И да, и нет». Таково положение дел. Вопрос не в том, больны вы или нет; в большей или меньшей степени - но глубоко внутри остается эта проблема: и да, и нет, и то, и другое.
Вы любите кого-то? - да, но где-то в глубине прячется нет. Рано или поздно, когда вам наскучит и надоест, откуда ни возьмись появится нет, и вы возненавидите человека, которого сами же любили. Вам нравится что-то, но в глубине есть скрытое недовольство; рано или поздно это перестанет вам нравиться. Вы сходили с ума от любви, от удовольствия; вы будете так же безумны в своей ненависти и неприязни. Такие, как вы есть сейчас - со своими и да, и нет, и всем сразу - как вы можете приблизиться к Божественному?
Божественному требуется полная отдача - на меньшее оно не согласно; но как вы можете посвятить себя чему-либо целиком? Ведь вы не целостная сущность! Поэтому вы - как гора.
Путь легок, но вы не стоите на Пути; и никакие техники, никакие методики, никакие Мастера, по правде говоря, не дают вам Пути - Путь уже существует. Их методики и техники лишь подводят вас к Пути; они сами не есть Путь. Они - как горные тропинки, чтобы вы могли пройти дальше - потому что Путь уже есть; нет никакой необходимости прокладывать Путь, потому что он уже есть. Но вы заблудились в лесу. Вас нужно вернуть на Путь.
Итак, первое: чем более вы разрозненны, тем дальше вы от Пути; чем более целостны, тем ближе к нему. Мысли разрывают вас на части, потому что каждая из них несет в себе противоположность: любовь несет в себе ненависть, дружба - вражду, симпатия - антипатию. Сосан прав, когда говорит: «Легкое движение, едва заметный шаг внутри вас от любви к ненависти - и небо ополчится против земли». Если нет никакого разделения - вы достигли, потому что при отсутствии разделения вы едины.
Итак, первое, что нужно запомнить - как отбросить мысли, - но при отсутствии мыслей оставаться бдительным, потому что мысли могут отсутствовать и в глубоком сне, но это не то. Это полезно для тела, вот почему после глубокого сна тело ощущает себя помолодевшим, но ум чувствует усталость даже утром, потому что деятельность ума не прекращается. Тело расслабляется, хотя ум мешает ему расслабиться полностью; но, тем не менее, оно расслабляется; поэтому наутро тело в форме, покрайней мере, оно работоспособно - но ум не чувствует себя отдохнувшим даже утром. Вы ложитесь спать уставшим, а просыпаетесь еще более уставшим, потому что ум не переставал работать, мечтать, думать, строить планы, грезить; ум не переставал работать.
В глубоком сне, когда вы на несколько мгновений полностью погружаетесь в бессознательное, вы переживаете единение. То же самое единение необходимо в состоянии осознанности и бдительности. Когда вы погружены в глубокий сон - никаких мыслей, никакого деления на хорошее и плохое, на рай и ад, на Бога и Дьявола, вообще никакого деления; вы просто есть, но вы бессознательны. Того же самого состояния нужно достичь, когда вы бдительны и осознанны. Самадхи, кульминация, высшее, высшая медитация - это не что иное, как глубокий сон при полной осознанности. Вы умеете погружаться в глубокий сон; все, чего остается достичь - это все большей и большей осознанности. Если вы сможете добавить осознанности к своему глубокому сну, вы станете просветленным. Вы превзошли горы, и Путь открылся.
Ошо
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!