На сколько могут подорожать популярные иномарки из параллельного импорта с 1 декабря 2025 года, как будут рассчитывать утильсбор на авто — подробно в материале LIFE.
Даже если вы не водитель или только планируете им стать, то, скорее всего, уже слышали, что с 1 декабря 2025 года потенциальных покупателей автомобилей может ждать существенное повышение цен в связи с кратным увеличением утилизационного сбора. Речь идёт об автомобилях мощностью более 160 л. с. Этот шаг правительства потенциально приведёт к довольно значительному удорожанию иномарок самого разного сегмента — от относительно бюджетных Hyundai и Skoda до Mercedes-Benz, Audi, BMW, Toyota. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как именно изменится расчёт утильсбора, как вырастут цены на машины и реально ли будет вообще купить авто зарубежного производства.
Что такое утильсбор на машину
Утильсбор представляет собой платёж, который взимается с импортёров, производителей или конечных пользователей автомобилей.
Введён он был ещё в 2012 году для защиты экологии. Изначально его цель заключалась в том, чтобы средства, собранные в виде утильсбора, направлялись на будущую утилизацию автомобилей, когда они станут непригодными для использования.
На сегодняшний день утилизационный сбор сохраняет свои первоначальные цели, однако его стоимость значительно увеличилась. Если в 2012 году для легкового автомобиля базовая ставка этого сбора составляла всего 20 тысяч рублей, а конечная сумма зависела только от возраста транспортного средства и объёма двигателя, то сегодня его размер зависит ещё от года выпуска, а с 1 декабря в расчёт будет браться и мощность авто.
Кто платит утильсбор на автомобили
Как уже сказали, в России утилизационный сбор на автомобили уплачивается производителями, импортёрами и покупателями, если сбор не был ранее уплачен. Производители платят за автомобили, произведённые в стране, а импортёры — за ввезённые. Покупатели обязаны уплатить сбор, если приобрели автомобиль у лица, освобождённого от уплаты, или у того, кто этот сбор не оплатил.
Сбор уплачивается один раз на автомобиль, и если его уже оплатил производитель или первый владелец, то последующие владельцы освобождаются от уплаты, за исключением случаев модернизации транспортного средства.
Сколько составляет утильсбор с 1 января 2025 года
Утильсбор рассчитывают так: базовую ставку умножают на определённый коэффициент.
Коэффициент этот зависит от ряда факторов, таких как категория транспортного средства, объём двигателя, возраст автомобиля и его допустимая масса.
В 2025 году установлены следующие базовые ставки утильсбора:
— 20 тысяч рублей для легковых автомобилей;
— 150 тысяч рублей для грузовиков, автобусов, а также для прицепов и полуприцепов;
— 172,5 тысячи рублей для специальной техники.
Коэффициент, который влияет на итоговую сумму утильсбора, определяется несколькими параметрами. Во-первых, объём двигателя: чем он больше, тем выше коэффициент. Во-вторых, возраст транспортного средства: для старых автомобилей коэффициент может быть выше по сравнению с новыми. Также на размер сбора влияет тип использования автомобиля — для личного пользования он может быть ниже, чем для коммерческих целей.
Предположим, вы решили приобрести подержанный легковой автомобиль, которому более трёх лет, с двигателем объёмом 2,5 литра для личного использования. Базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей. В соответствии с установленными коэффициентами для подержанной машины (от трёх лет) с объёмом двигателя 2,5 литра коэффициент составляет 0,26.
Теперь, чтобы рассчитать утильсбор, просто умножим базовую ставку на коэффициент: 20 000 рублей умножаем на 0,26, что даёт нам 5200 рублей. Таким образом, вы будете обязаны оплатить утильсбор в размере 5200 рублей при покупке этого автомобиля.
Кто предложил пересмотреть утильсбор и сколько он составит
Представители «Объединения автопроизводителей России» обратились к Минпромторгу с предложением изменить систему расчёта утилизационного сбора, привязав его ещё и к мощности двигателя автомобиля. Среди производителей, поддержавших эту инициативу, такие компании, как «КамАЗ», «ГАЗ» и «Соллерс». По их мнению, современные технологии делают прежние методы расчёта, основанные на типе и рабочем объёме двигателя, устаревшими и неэффективными.
В письме отмечается, что действующая система больше не обеспечивает необходимую социальную дифференциацию, при которой владельцы более мощных и дорогих автомобилей платят больше за утилизацию. Авторы привели примеры автомобилей, таких как Changan Alsvin с мощностью 98 л. с., BMW X3 с 255 л. с. и Aito M9 с 496 л. с., которые все облагаются одинаковым утилизационным сбором в размере 677,4 тысячи рублей. Однако, несмотря на одинаковую сумму сбора, розничные цены на эти модели значительно различаются: 1,85 миллиона, 8 миллионов и 10 миллионов рублей соответственно.
Что приготовил Минпромторг
Утильсбор для автомобилей с 1 декабря 2025 года будет рассчитываться с учётом объёма двигателя, его мощности и даты выпуска. Потому это заметно изменит стоимость некоторых турбированных моделей, которые ранее можно было купить значительно дешевле из-за небольшого объёма при одновременно высокой мощности.
Для авто мощностью менее 160 л. с. сбор не изменится, а вот для тех, что имеет под капотом больше «лошадей», он вырастет кратно — для ТС 160–200 л. с. он подорожает на 25–30%, а свыше 200 л. с. — на все 50%.
На какие автомобили вырастут цены
Вырастут цены на всё, кроме авто мощностью менее 160 «лошадей» (хотя и они позже подорожают из-за повышенного спроса на «дешёвые» автомобили). Особенно, конечно, это ударит по популярным в России маркам, так как они все в основном как раз таки имеют более 160 л. с. Для наглядности составили небольшой список, насколько прибавят в цене некоторые модели.
Так, нынешний утильсбор на Geely Monjaro объёмом 2 л и мощностью 238 л. с. составляет 3400 руб. С 1 декабря он составит 842 000 руб., разница — 838 600 руб.
За Toyota RAV4 надо будет доплатить 1 970 000 руб., трёхлитровый BMW X3 — 3 738 000 руб.
За Kia Sorento 2,5 л и 194 л. с. попросят 1 970 000 руб. За Kia Carnival 2,2 л и 202 л. с. надо будет доплатить 2 918 000 руб.
Утильсбор на Hyundai Santa Fe 2,5 л и в 180 л. с. составит 2 880 000 руб.
Что касается премиального китайского гибрида Lixiang L7 объёмом 1,5 л и в 449 л. с., только утильсбор на него составит 3 040 000 руб. За гибрид Aito M8 придётся доплатить столько же. Таким образом, привоз таких автомобилей становится невыгодным.
Какие авто исчезнут из-за утильсбора
С 1 декабря 2025 года на российском рынке автомобилей может произойти значительное сокращение ассортимента моделей, ввезённых по параллельному импорту, — в частности, тех, чья стоимость не превышает три миллиона рублей. Так как изменения в расчёте утильсбора могут привести к удорожанию таких машин на 40%.
В зоне риска находятся как европейские, так и американские автомобили, а также внедорожники премиум-класса, среди которых можно выделить по-прежнему популярные у российских богачей Mercedes-Benz G, GLE, GLS и BMW X7. Кроме того, японские и корейские модели, такие как Toyota Land Cruiser и Kia Mohave, также могут исчезнуть с рынка.
Зачем повышать утильсбор
Этим летом начались обсуждения по увеличению утильсбора, средства с которого бы пошли на финансовую поддержку автопрома. Глава Минпромторга Антон Алиханов отметил, что собранные средства будут использоваться для продвижения программ социально-экономического развития и помощи промышленным предприятиям.
Ожидается, что в 2026 году доходы бюджета от утильсбора на машины, как импортируемые, так и производимые в стране, вырастут на 46,7% и достигнут 1,65 трлн рублей. В последующие два года эта цифра, по прогнозам, увеличится до почти 2 трлн рублей в 2027 году и около 2,3 трлн рублей в 2028 году.
Также повышение утильсбора поможет отечественным производителям ограничить конкуренцию — ГАЗ и АвтоВАЗ планируют выпуск автомобилей с новыми турбированными моторами. К тому же эта мера сократит серый импорт.
Таким образом, Минпромторг принимает меры по устранению нецелевого использования льгот, создавая более справедливые условия для местных производителей и поддерживая развитие российской автомобильной индустрии.
Советы и комментарии эксперта
Если вы собираетесь приобрести автомобиль, важно знать, как защитить свои финансовые интересы в условиях предстоящего, пока ещё возможного роста утильсбора. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь минимизировать потенциальные убытки.
Выбирайте автомобили с мощностью до 160 л. с. На текущий момент именно эта категория автомобилей может быть освобождена от резкого увеличения сборов. Практически у всех автопроизводителей в линейке есть модели с таким параметром — от Kia до BMW и Audi. Если вы намерены купить мощный автомобиль, то будьте очень осторожны и внимательны. Многие компании, которые занимаются подбором и привозом иномарок из Южной Кореи, Европы, Китая, ОАЭ, Грузии, обкатывают разные сомнительные схемы, например, используя льготников в Белоруссии и других странах. Не исключено, что позже Таможенная служба России потребует от владельца доплатить за автомобиль.
Ещё раз оцените преимущества импорта. Подумайте о том, стоит ли везти автомобиль из-за границы, если на российском рынке аналогичные модели уже доступны. Более экономически целесообразным может быть выбор авто на внутреннем рынке.
Следите за изменениями в законодательстве. Текущие проекты законов могут быть изменены, и новые условия могут оказаться более выгодными, чем сейчас. Оставайтесь в курсе новостей и обновлений.
Предстоящие изменения в расчёте утильсбора повлияли на стоимость автомобилей, особенно на мощные машины, такие как BMW, Mercedes и другие марки с большим количеством «лошадей». Однако автомобили с мощностью до 160 л. с. или локализованные модели имеют шанс остаться вне зоны резкого роста цен.
Автор: Андрей Ананьев
Даже если вы не водитель или только планируете им стать, то, скорее всего, уже слышали, что с 1 декабря 2025 года потенциальных покупателей автомобилей может ждать существенное повышение цен в связи с кратным увеличением утилизационного сбора. Речь идёт об автомобилях мощностью более 160 л. с. Этот шаг правительства потенциально приведёт к довольно значительному удорожанию иномарок самого разного сегмента — от относительно бюджетных Hyundai и Skoda до Mercedes-Benz, Audi, BMW, Toyota. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как именно изменится расчёт утильсбора, как вырастут цены на машины и реально ли будет вообще купить авто зарубежного производства.
Что такое утильсбор на машину
Утильсбор представляет собой платёж, который взимается с импортёров, производителей или конечных пользователей автомобилей.
Введён он был ещё в 2012 году для защиты экологии. Изначально его цель заключалась в том, чтобы средства, собранные в виде утильсбора, направлялись на будущую утилизацию автомобилей, когда они станут непригодными для использования.
На сегодняшний день утилизационный сбор сохраняет свои первоначальные цели, однако его стоимость значительно увеличилась. Если в 2012 году для легкового автомобиля базовая ставка этого сбора составляла всего 20 тысяч рублей, а конечная сумма зависела только от возраста транспортного средства и объёма двигателя, то сегодня его размер зависит ещё от года выпуска, а с 1 декабря в расчёт будет браться и мощность авто.
Кто платит утильсбор на автомобили
Как уже сказали, в России утилизационный сбор на автомобили уплачивается производителями, импортёрами и покупателями, если сбор не был ранее уплачен. Производители платят за автомобили, произведённые в стране, а импортёры — за ввезённые. Покупатели обязаны уплатить сбор, если приобрели автомобиль у лица, освобождённого от уплаты, или у того, кто этот сбор не оплатил.
Сбор уплачивается один раз на автомобиль, и если его уже оплатил производитель или первый владелец, то последующие владельцы освобождаются от уплаты, за исключением случаев модернизации транспортного средства.
Сколько составляет утильсбор с 1 января 2025 года
Утильсбор рассчитывают так: базовую ставку умножают на определённый коэффициент.
Коэффициент этот зависит от ряда факторов, таких как категория транспортного средства, объём двигателя, возраст автомобиля и его допустимая масса.
В 2025 году установлены следующие базовые ставки утильсбора:
— 20 тысяч рублей для легковых автомобилей;
— 150 тысяч рублей для грузовиков, автобусов, а также для прицепов и полуприцепов;
— 172,5 тысячи рублей для специальной техники.
Коэффициент, который влияет на итоговую сумму утильсбора, определяется несколькими параметрами. Во-первых, объём двигателя: чем он больше, тем выше коэффициент. Во-вторых, возраст транспортного средства: для старых автомобилей коэффициент может быть выше по сравнению с новыми. Также на размер сбора влияет тип использования автомобиля — для личного пользования он может быть ниже, чем для коммерческих целей.
Предположим, вы решили приобрести подержанный легковой автомобиль, которому более трёх лет, с двигателем объёмом 2,5 литра для личного использования. Базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей. В соответствии с установленными коэффициентами для подержанной машины (от трёх лет) с объёмом двигателя 2,5 литра коэффициент составляет 0,26.
Теперь, чтобы рассчитать утильсбор, просто умножим базовую ставку на коэффициент: 20 000 рублей умножаем на 0,26, что даёт нам 5200 рублей. Таким образом, вы будете обязаны оплатить утильсбор в размере 5200 рублей при покупке этого автомобиля.
Кто предложил пересмотреть утильсбор и сколько он составит
Представители «Объединения автопроизводителей России» обратились к Минпромторгу с предложением изменить систему расчёта утилизационного сбора, привязав его ещё и к мощности двигателя автомобиля. Среди производителей, поддержавших эту инициативу, такие компании, как «КамАЗ», «ГАЗ» и «Соллерс». По их мнению, современные технологии делают прежние методы расчёта, основанные на типе и рабочем объёме двигателя, устаревшими и неэффективными.
В письме отмечается, что действующая система больше не обеспечивает необходимую социальную дифференциацию, при которой владельцы более мощных и дорогих автомобилей платят больше за утилизацию. Авторы привели примеры автомобилей, таких как Changan Alsvin с мощностью 98 л. с., BMW X3 с 255 л. с. и Aito M9 с 496 л. с., которые все облагаются одинаковым утилизационным сбором в размере 677,4 тысячи рублей. Однако, несмотря на одинаковую сумму сбора, розничные цены на эти модели значительно различаются: 1,85 миллиона, 8 миллионов и 10 миллионов рублей соответственно.
Что приготовил Минпромторг
Утильсбор для автомобилей с 1 декабря 2025 года будет рассчитываться с учётом объёма двигателя, его мощности и даты выпуска. Потому это заметно изменит стоимость некоторых турбированных моделей, которые ранее можно было купить значительно дешевле из-за небольшого объёма при одновременно высокой мощности.
Для авто мощностью менее 160 л. с. сбор не изменится, а вот для тех, что имеет под капотом больше «лошадей», он вырастет кратно — для ТС 160–200 л. с. он подорожает на 25–30%, а свыше 200 л. с. — на все 50%.
На какие автомобили вырастут цены
Вырастут цены на всё, кроме авто мощностью менее 160 «лошадей» (хотя и они позже подорожают из-за повышенного спроса на «дешёвые» автомобили). Особенно, конечно, это ударит по популярным в России маркам, так как они все в основном как раз таки имеют более 160 л. с. Для наглядности составили небольшой список, насколько прибавят в цене некоторые модели.
Так, нынешний утильсбор на Geely Monjaro объёмом 2 л и мощностью 238 л. с. составляет 3400 руб. С 1 декабря он составит 842 000 руб., разница — 838 600 руб.
За Toyota RAV4 надо будет доплатить 1 970 000 руб., трёхлитровый BMW X3 — 3 738 000 руб.
За Kia Sorento 2,5 л и 194 л. с. попросят 1 970 000 руб. За Kia Carnival 2,2 л и 202 л. с. надо будет доплатить 2 918 000 руб.
Утильсбор на Hyundai Santa Fe 2,5 л и в 180 л. с. составит 2 880 000 руб.
Что касается премиального китайского гибрида Lixiang L7 объёмом 1,5 л и в 449 л. с., только утильсбор на него составит 3 040 000 руб. За гибрид Aito M8 придётся доплатить столько же. Таким образом, привоз таких автомобилей становится невыгодным.
Какие авто исчезнут из-за утильсбора
С 1 декабря 2025 года на российском рынке автомобилей может произойти значительное сокращение ассортимента моделей, ввезённых по параллельному импорту, — в частности, тех, чья стоимость не превышает три миллиона рублей. Так как изменения в расчёте утильсбора могут привести к удорожанию таких машин на 40%.
В зоне риска находятся как европейские, так и американские автомобили, а также внедорожники премиум-класса, среди которых можно выделить по-прежнему популярные у российских богачей Mercedes-Benz G, GLE, GLS и BMW X7. Кроме того, японские и корейские модели, такие как Toyota Land Cruiser и Kia Mohave, также могут исчезнуть с рынка.
Зачем повышать утильсбор
Этим летом начались обсуждения по увеличению утильсбора, средства с которого бы пошли на финансовую поддержку автопрома. Глава Минпромторга Антон Алиханов отметил, что собранные средства будут использоваться для продвижения программ социально-экономического развития и помощи промышленным предприятиям.
Ожидается, что в 2026 году доходы бюджета от утильсбора на машины, как импортируемые, так и производимые в стране, вырастут на 46,7% и достигнут 1,65 трлн рублей. В последующие два года эта цифра, по прогнозам, увеличится до почти 2 трлн рублей в 2027 году и около 2,3 трлн рублей в 2028 году.
Также повышение утильсбора поможет отечественным производителям ограничить конкуренцию — ГАЗ и АвтоВАЗ планируют выпуск автомобилей с новыми турбированными моторами. К тому же эта мера сократит серый импорт.
Таким образом, Минпромторг принимает меры по устранению нецелевого использования льгот, создавая более справедливые условия для местных производителей и поддерживая развитие российской автомобильной индустрии.
Советы и комментарии эксперта
Если вы собираетесь приобрести автомобиль, важно знать, как защитить свои финансовые интересы в условиях предстоящего, пока ещё возможного роста утильсбора. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь минимизировать потенциальные убытки.
Выбирайте автомобили с мощностью до 160 л. с. На текущий момент именно эта категория автомобилей может быть освобождена от резкого увеличения сборов. Практически у всех автопроизводителей в линейке есть модели с таким параметром — от Kia до BMW и Audi. Если вы намерены купить мощный автомобиль, то будьте очень осторожны и внимательны. Многие компании, которые занимаются подбором и привозом иномарок из Южной Кореи, Европы, Китая, ОАЭ, Грузии, обкатывают разные сомнительные схемы, например, используя льготников в Белоруссии и других странах. Не исключено, что позже Таможенная служба России потребует от владельца доплатить за автомобиль.
Ещё раз оцените преимущества импорта. Подумайте о том, стоит ли везти автомобиль из-за границы, если на российском рынке аналогичные модели уже доступны. Более экономически целесообразным может быть выбор авто на внутреннем рынке.
Следите за изменениями в законодательстве. Текущие проекты законов могут быть изменены, и новые условия могут оказаться более выгодными, чем сейчас. Оставайтесь в курсе новостей и обновлений.
Предстоящие изменения в расчёте утильсбора повлияли на стоимость автомобилей, особенно на мощные машины, такие как BMW, Mercedes и другие марки с большим количеством «лошадей». Однако автомобили с мощностью до 160 л. с. или локализованные модели имеют шанс остаться вне зоны резкого роста цен.
Автор: Андрей Ананьев

Марьям Чумак
Елена Сафронова
Константин Швед
Махмуд Оглы Мастурбекович
- Дискредитация автомобилей Lada
- Оправдание ввоза праворульных машин
- Публичные призывы купить иномарку
- Пропаганда BMW
- Отрицание пользы утильсбора
- Склонение к перегону авто из Европы
Админ паблика
Екатерина Фирсова
Чулита Фара
Петр Александров
Где то это уже видели.....
Василий Михалыч
Админ паблика
Анна Максимчук
Andrey Setkov
Самый Лучший
Дмитрий Лебедев
Самый Лучший
Рыжий Кот
Сергей Иванов
Самый Лучший
Елена Карасева
Юлия Север
Сергей Сергеев
Олег Бабахин
Леон Петухов
Александра Южная
Админ паблика
Гнев Божий
Такое русофобское правило даже бы самые отбитые либералы бы не придумали
Это предпоследний гвозд в крышку гроба демографии. Власть делает все чтобы русские не размножались. Машину человек позволить не может, семью содержать из за диких налогов и цен невозможно. Ипотека дикая ставка. Каждый шаг убивает семью
Возможно они хотят чтобы люди стали спортивные и пересели на велосипед. 🤔
Владимир Камагорцев
Анатолий Журов
Владимир Камагорцев
Владимир Камагорцев
Гнев Божий
Анатолий Журов
Анатолий Журов
Анатолий Журов
Мария Елецкая
Люди слишком привыкли лениться, брат говорит, жена 100 м до магазина на машине едет. Ничего, борьба с ожирением только на пользу. Опять же экология лучше станет.
Измаил Филимонов
Анатолий Журов
Измаил Филимонов
Админ паблика
Анатолий Журов
Анатолий Журов
Владимир Камагорцев
Анатолий Журов
Александр Просвиряков
Полина Харитонова
Анатолий Журов
Сергей Иванов