Один мастер дзен был прекрасным садовником. Даже император учился у него. И мастер сказал: «Приготовьте сад во дворце. Через три года я приду посмотреть на него. Если я его одобрю, значит вы выдержали экзамен. Если же я не одобрю его, тогда вы будете еще три года работать в нем, вам снова придется учиться».
Конечно, это был дворец императора, там работали тысячи садовников. Император просто приказал им, и все, чему он научился, они немедленно применили. Сад был прекрасен.
Через три года пришел мастер и оглянулся кругом. Император испугался, потому что мастер был мрачен. Он не улыбнулся. И мастер он сказал: «Вы не выдержали экзамен. Я не вижу ни единого сухого листка в саду. Разве жизнь может существовать без смерти? Почему у такого множества деревьев нет сухих листьев? Здесь нет мертвых листьев, значит мертв сам сад».
В то утро король вычистил весь сад, ни единого увядшего листка не осталось на земле. Он не выдержал экзамен. Мастер вышел из сада. У ограды лежала куча сухих листьевг выметенных из сада. Он принес листья обратно и разбросал их на свои места. Ветер начал играть листьями, и сад ожил. Шелест опавших листьев, перекатывающихся по земле, оживил сад. Мастер сказал: «Теперь все в порядке. Жизнь не может обойтись без смерти. Вы не выдержали экзамен. Вам понадобится еще три года ученичества».
Мастера дзен создавали сады. Садов такого типа больше нигде нет и не может быть. Мастер сказал императору: «Ваш сад прекрасен, но он лишь показывает человеческий ум. Бога в нем нет. Вы слишком хорошо спланировали его. Если что-нибудь слишком хорошо спланировано, это теряет естественность. Планируйте его так, чтобы никто не смог увидеть план. Искусство становится величайшим, когда его не видно. Если вы сможете увидеть его, значит у него есть человеческая подпись. Если вы не можете обнаружить его, если сад выглядит девственным лесом, тогда в нем есть нечто от Бога».
Мастера дзен были художниками, поэтами. Их маленькие стихотворения, хайку, прекрасные, в них много смысла. В нескольких словах (только семнадцать слогов), хайку может сказать столько, сколько с трудом уместится в книгу.
Послушайте хайку Басё:
Старый пруд.
Лягушка прыгает - Всплеск!
Вот и все. Старый пруд... Вообразите эту картину. Старый, древний пруд, все погружено в безмолвие, бытие ждет... Старый пруд. Лягушка прыгает - Всплеск! Стихотворение закончено, но оно говорит очень многое. Оно почти рисует целое. Вы слышите всплеск. Вы видите лягушку. Вы видите старый пруд. Еще чуть-чуть, и вы прикоснетесь к нему. Вы буквально чувствуете пруд.
Во всех поступках, в больших и малых делах мастеров дзен есть некое качество, которое появляется благодаря встрече с просветленной личностью.
Ошо
Конечно, это был дворец императора, там работали тысячи садовников. Император просто приказал им, и все, чему он научился, они немедленно применили. Сад был прекрасен.
Через три года пришел мастер и оглянулся кругом. Император испугался, потому что мастер был мрачен. Он не улыбнулся. И мастер он сказал: «Вы не выдержали экзамен. Я не вижу ни единого сухого листка в саду. Разве жизнь может существовать без смерти? Почему у такого множества деревьев нет сухих листьев? Здесь нет мертвых листьев, значит мертв сам сад».
В то утро король вычистил весь сад, ни единого увядшего листка не осталось на земле. Он не выдержал экзамен. Мастер вышел из сада. У ограды лежала куча сухих листьевг выметенных из сада. Он принес листья обратно и разбросал их на свои места. Ветер начал играть листьями, и сад ожил. Шелест опавших листьев, перекатывающихся по земле, оживил сад. Мастер сказал: «Теперь все в порядке. Жизнь не может обойтись без смерти. Вы не выдержали экзамен. Вам понадобится еще три года ученичества».
Мастера дзен создавали сады. Садов такого типа больше нигде нет и не может быть. Мастер сказал императору: «Ваш сад прекрасен, но он лишь показывает человеческий ум. Бога в нем нет. Вы слишком хорошо спланировали его. Если что-нибудь слишком хорошо спланировано, это теряет естественность. Планируйте его так, чтобы никто не смог увидеть план. Искусство становится величайшим, когда его не видно. Если вы сможете увидеть его, значит у него есть человеческая подпись. Если вы не можете обнаружить его, если сад выглядит девственным лесом, тогда в нем есть нечто от Бога».
Мастера дзен были художниками, поэтами. Их маленькие стихотворения, хайку, прекрасные, в них много смысла. В нескольких словах (только семнадцать слогов), хайку может сказать столько, сколько с трудом уместится в книгу.
Послушайте хайку Басё:
Старый пруд.
Лягушка прыгает - Всплеск!
Вот и все. Старый пруд... Вообразите эту картину. Старый, древний пруд, все погружено в безмолвие, бытие ждет... Старый пруд. Лягушка прыгает - Всплеск! Стихотворение закончено, но оно говорит очень многое. Оно почти рисует целое. Вы слышите всплеск. Вы видите лягушку. Вы видите старый пруд. Еще чуть-чуть, и вы прикоснетесь к нему. Вы буквально чувствуете пруд.
Во всех поступках, в больших и малых делах мастеров дзен есть некое качество, которое появляется благодаря встрече с просветленной личностью.
Ошо
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!