Интернет-батюшкинг? Почему Русская православная церковь проводит более плотную работу в соцсетях
За последние года сильно выросла миссионерская работа Русской православной церкви в социальных сетях. Это не может заметить только человек, вообще отказавшийся от скролинга ленты или предпочитающий избегать рилсов и шортсов. Хотя концепция миссионерской деятельности РПЦ предполагает, что священнослужители могут разговаривать с людьми через все доступные методы (то есть клипы, тиктоки и рилсы — не исключение), катализатором такой работы могла стать активность исламских проповедников. Readovka уже разбирала особенности прозелитской деятельности радикальных сторонников ислама в одном из своих текстов, а также популяризацию астрологии и различных гадалок.
Общение с паствой через традиционные пути — телеканал «СПАС», газеты и сайты — а также проповедь на церковных службах и общую деятельность прихода, конечно, тоже можно считать успешной работой, однако на сегодняшний день деятельность блогеров-священников выглядит куда эффективнее.
Во-первых, выход на подобное прямое общение в рилсах — это разговор на нейтральной территории. Зритель, попавший на трендовое видео, получает лаконичную и яркую информацию, которая переводит его интерес на поиск продолжения. Так в принципе и работает привлечение подписчиков у блогеров. Плюс сама тема модная: русский — значит православный, следовательно, культурная связка сохраняется.
Во-вторых, «блогерство батюшек» способствует просвещению аудитории в христианской тематике. Это разговор на популярном языке и в массовом формате. Так, например, в Telegram-канале священника Павла Островского около 210 тыс подписчиков, во ВКонтакте — 161 тыс, в запрещенном Instagram — и вовсе более 700 тыс. Цифры говорят сами за себя.
А что с задачами и правилами РПЦ? Из документа «Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», утвержденного в декабре 2022 года Священным Синодом, можно узнать о существовании 3 миссий: внешней, внутренней и апологетической. Первая предполагает просвещение нехристианских народов и людей, которые воспитаны вне христианской традиции (культуры), вторая — привлечение к церковной жизни людей, которые по своему происхождению и воспитанию принадлежат к христианской культуре. Апологетическая — это работа с теми, кто и вовсе отвернулся от Церкви, а также защита «православной веры перед лицом различных ересей и заблуждений».
Все это может работать в социальных сетях.
Ключевая же мысль, объясняющая появление интернет-батюшек, заключена во фразе Святейшего Патриарха, произнесенной на Архиерейском соборе в 2013 году: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев».
Возможно, сейчас мы видим только первые крупные подвижки в этой работе. Теперь на это следует обратить внимание.
Подписывайтесь на Readovka
#Readovka_новости #Соцсети #Церковь
За последние года сильно выросла миссионерская работа Русской православной церкви в социальных сетях. Это не может заметить только человек, вообще отказавшийся от скролинга ленты или предпочитающий избегать рилсов и шортсов. Хотя концепция миссионерской деятельности РПЦ предполагает, что священнослужители могут разговаривать с людьми через все доступные методы (то есть клипы, тиктоки и рилсы — не исключение), катализатором такой работы могла стать активность исламских проповедников. Readovka уже разбирала особенности прозелитской деятельности радикальных сторонников ислама в одном из своих текстов, а также популяризацию астрологии и различных гадалок.
Общение с паствой через традиционные пути — телеканал «СПАС», газеты и сайты — а также проповедь на церковных службах и общую деятельность прихода, конечно, тоже можно считать успешной работой, однако на сегодняшний день деятельность блогеров-священников выглядит куда эффективнее.
Во-первых, выход на подобное прямое общение в рилсах — это разговор на нейтральной территории. Зритель, попавший на трендовое видео, получает лаконичную и яркую информацию, которая переводит его интерес на поиск продолжения. Так в принципе и работает привлечение подписчиков у блогеров. Плюс сама тема модная: русский — значит православный, следовательно, культурная связка сохраняется.
Во-вторых, «блогерство батюшек» способствует просвещению аудитории в христианской тематике. Это разговор на популярном языке и в массовом формате. Так, например, в Telegram-канале священника Павла Островского около 210 тыс подписчиков, во ВКонтакте — 161 тыс, в запрещенном Instagram — и вовсе более 700 тыс. Цифры говорят сами за себя.
А что с задачами и правилами РПЦ? Из документа «Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», утвержденного в декабре 2022 года Священным Синодом, можно узнать о существовании 3 миссий: внешней, внутренней и апологетической. Первая предполагает просвещение нехристианских народов и людей, которые воспитаны вне христианской традиции (культуры), вторая — привлечение к церковной жизни людей, которые по своему происхождению и воспитанию принадлежат к христианской культуре. Апологетическая — это работа с теми, кто и вовсе отвернулся от Церкви, а также защита «православной веры перед лицом различных ересей и заблуждений».
Все это может работать в социальных сетях.
Ключевая же мысль, объясняющая появление интернет-батюшек, заключена во фразе Святейшего Патриарха, произнесенной на Архиерейском соборе в 2013 году: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев».
Возможно, сейчас мы видим только первые крупные подвижки в этой работе. Теперь на это следует обратить внимание.
Подписывайтесь на Readovka
#Readovka_новости #Соцсети #Церковь
Эрика Безымянная
Поэтому, с Богом!!! 🙏
Олег Богданов
Речь Алексия (Ридигера) II-го, сказанная 13 ноября 1991г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами .
Ваши пророки - наши пророки
"Дорогие братья,
шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова...
Виталий Изотов
Владислав Кайль
Нин Барон
А когда я эту информацию донесла в телеграмм этого батюшки то чуть с потрохами не сожрали эти "белые пушистые набожники"
Иванна Иванова
Александр Странниик
Aleksandre Fedyukov
Игорь Смирнов
«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»
В то время (XIX — начало XX века) это очень большие деньги. Например, пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Российские крестьяне до начала 1900-х гг. денег вообще почти не видели, ибо сельское хозяйство России было по большей части натуральным, нетоварным, продукцию крестьянское хозяйство производило для собственного употребления, а не на продажу, не на рынок. Отнюдь не случайно Лев Толстой вспоминал случай, когда в целой деревне крестьяне не смогли собрать и 1 рубля денег. Вот и представите себе каково было попасть под такой громадный штраф за одну только неявку на исповедь. Кстати, злостным нарушителям за подобного рода преступления грозила каторга.
Вот так укреплялась в Российской империи нравственность и духовность. Что интересно, в ежовых рукавицах держала верховная власть самодержавной России не только трудовой народ, но и самих священнослужителей. Отлично зная, что не все из них круглые подлецы и сволочи, и чисто по человечески могут и пожалеть крестьян или ремесленников, оно жестко наказывало тех из них, кто не донес царским властям о такого рода преступлениях:
«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы»
«Небытийщики» — это те, кого не было на исповеди, прогульщики, так сказать. Как вам нравится наказание каторжными работами священников за то, что пожалел неимущего, зная, что он за свой прогул просто неспособен уплатить положенный по законам РИ штраф?
Вот такая прививалась русскому обществу «нравственность» — донести, т.е. предать и продать своего ближнего. И ввел эту обязанность никто иной, как «царь-прогрессор» Петр 1, понабравшийся подобных мерзостей в европейских странах. Именно с его указов пошла в самодержавной России позорная практика обязательного доносительства православными священниками информации, полученной на исповеди. Правда, священникам за этот позор государство российское неплохо платило.
По тем же законам видно, что для дворян и других привилегированных сословий РИ ничего подобного не предусматривалось, и то же исповедывание было совсем не обязательным. Что лишний раз доказывает давно известный и доказанный факт: религия – это инструмент контроля и управления угнетенными массами.
Теперь поговорим о другой форме, которая позволяла народу российскому «сохранять веру в Иисуса Христа» — об уголовных статьях, которые применялись к верующим ненадлежащим образом.
Есть один прелюбопытный документ — Уложение наказаний уголовных и исправительных от 1845 года, действовавшем со времен Петра I и до 1905 года включительно. После 1905 г. значительная часть статей его была отменена, но некоторые сохраняли свою актуальность даже при Временном правительстве, которое тоже считало церковь важным политическим инструментом и не собиралось с ней расставаться, понимая ее полезность новому господствующему классу буржуазии. И только Советская власть, отделившая церковь от государства, наконец, окончательно избавила русский народ от всех статей данного Уложения.
Смотрим раздел «О преступлениях против веры».
Статья 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Умели тогда защищать чувства верующих! Куда там Пусси Риот! Радуйтесь, граждане современной России, что вам пока не приходится «хрустеть французской булкой». Но имейте в виду, что такими темпами мы именно к этому и придем. Так что мотайте себе на ус, пока не поздно…
Интересно, а что грозило тем, кто делал подобное «не публично»?
А вот что:
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Тоже неслабо, прямо скажем. Причем «непубличное богохульство» можно, как вы сами понимаете, расценивать, как душе будет угодно. Например, таким преступлением может быть шепот в клозете. А что? Подходит в полной мере: и непублично, и богохульство.
А вот что грозило рискнувшим критиковать христианство:
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.
Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла..
Дмитрий Балуев
Валера Назаров