Как начинал свою историю будущий Новосибирск.
На правом берегу простиралась Теленгутия, покой которой охраняла сторожевая крепость с гарнизоном из воинов местного племени Цаттыр (их русские называли Чатами).А на левом берегу – Азиатская Россия, встречавшая путников с юга постоялым двором, который обслуживался крестьянами, по некоторым данным, переселенными сюда с Поволжья, из Кукарского уезда (ныне г. Советск) под командой пугающего вида новгородца. И соединял эти рубежи древний брод – как переправа между эпохами. Надо сказать, что с началом русского освоения Верхнего Приобья правый «теленгутский» берег будущего Новосибирска никак не осваивался новыми хозяевами. Если раньше его колонизации препятствовали воинственные Чаты, то теперь запрет исходил от имперских чиновников, так как на кабинетских землях проживать разрешалось только аборигенам. Вот почему берега будущей столицы Сибири целых два века не имели друг с другом ничего общего, кроме соединявшего их древнего брода.
По левую сторону Оби разрослась Кривощековская слобода, теперь состоящая из двух десятков прижавшихся друг к другу русских сел и деревень. А на правом берегу продолжал стоять девственный лес, окружавший обветшавшую крепость, у стен которой выросло поселение потомков Чатов. Суеверные кривощековцы называли крепостные развалины Чертовым Городищем. Впрочем, нам известно и его тюркское имя: Мочигу – так чатское село значилось у мостостроителей, которые пришли сюда в конце 19 века строить первый железнодорожный мост через Обь. Великая стройка взорвала вековой уклад Мочигу-Кривощековской агломерации, так как мост было решено строить прямо по линии древнего брода. Очень скоро село Мочигу растворилось в новостройках железнодорожников. На смену тюркским диалектам пришли вятские и московские говоры. Это случилось, потому что временный поселок для командированных рабочих-путейцев было решено строить на пустынном правом берегу – неподалеку от руин старой крепости.
Мы не знаем, действительно ли в имперских «верхах» зрел секретный проект, в котором Ново-Николаевску отводилась особая роль? Сегодня только архивы ФСБ могут подтвердить или опровергнуть предположение, что последний самодержец российский готовил резервную столицу на случай переноса Двора вглубь Империи. В любом случае из-за последовавших в 1917 году трагических событий этому замыслу не суждено было сбыться. Зато у новосибирцев есть основания считать, что правобережная часть современного Новосибирска развивалась под Высочайшим протекторатом. Какой город России может похвастать такой особенностью своей биографии? Жителям города по-хорошему стоило бы создать музей в честь царя Николая Второго как отца-основателя города и тем самым привлечь к себе поток туристов, но слободская культура сибирской столицы еще долго будет делать подобные мысли преждевременными. Зато уже вполне можно поговорить о связи загадочного рождения Ново-Николаевска с белыми пятнами российской истории. Ведь не случайно же руины старинной «татарской» крепости, возвышавшейся над молодым Ново-Николаевском, находились под жесткой имперской охраной?
Не многие знают, но крепостные валы «в конце Самарской улицы» (ныне улица 9 ноября), описанные в самом первом путеводителе по Ново-Николаевску, были предметом особой гордости горожан и здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность. До прихода к власти большевиков среди новониколаевцев культивировалось уважительное отношение к этим останкам «седой старины» как к местной реликвии.
До сих пор никто серьезно не занимался вопросом происхождения не дошедших до нас развалин, их настоящего возраста, места и значения в истории Отечества. Формально существующий в Новосибирске парк археологии «Чертово городище», площадью 2,20 га, вряд ли можно считать решением вопроса, потому что даже во времена владычества теленгутов крепость уже была древней, так как упоминается в аутентичной легенде насчет последних дней хана Кучума, уносящей нас аж во времена царя Федора. Учитывая, что кочевники вообще никогда не строили правильных фортификационных сооружений, можно предположить, что эта крепость досталась им в наследство от предшествующей цивилизации.
На правом берегу простиралась Теленгутия, покой которой охраняла сторожевая крепость с гарнизоном из воинов местного племени Цаттыр (их русские называли Чатами).А на левом берегу – Азиатская Россия, встречавшая путников с юга постоялым двором, который обслуживался крестьянами, по некоторым данным, переселенными сюда с Поволжья, из Кукарского уезда (ныне г. Советск) под командой пугающего вида новгородца. И соединял эти рубежи древний брод – как переправа между эпохами. Надо сказать, что с началом русского освоения Верхнего Приобья правый «теленгутский» берег будущего Новосибирска никак не осваивался новыми хозяевами. Если раньше его колонизации препятствовали воинственные Чаты, то теперь запрет исходил от имперских чиновников, так как на кабинетских землях проживать разрешалось только аборигенам. Вот почему берега будущей столицы Сибири целых два века не имели друг с другом ничего общего, кроме соединявшего их древнего брода.
По левую сторону Оби разрослась Кривощековская слобода, теперь состоящая из двух десятков прижавшихся друг к другу русских сел и деревень. А на правом берегу продолжал стоять девственный лес, окружавший обветшавшую крепость, у стен которой выросло поселение потомков Чатов. Суеверные кривощековцы называли крепостные развалины Чертовым Городищем. Впрочем, нам известно и его тюркское имя: Мочигу – так чатское село значилось у мостостроителей, которые пришли сюда в конце 19 века строить первый железнодорожный мост через Обь. Великая стройка взорвала вековой уклад Мочигу-Кривощековской агломерации, так как мост было решено строить прямо по линии древнего брода. Очень скоро село Мочигу растворилось в новостройках железнодорожников. На смену тюркским диалектам пришли вятские и московские говоры. Это случилось, потому что временный поселок для командированных рабочих-путейцев было решено строить на пустынном правом берегу – неподалеку от руин старой крепости.
Мы не знаем, действительно ли в имперских «верхах» зрел секретный проект, в котором Ново-Николаевску отводилась особая роль? Сегодня только архивы ФСБ могут подтвердить или опровергнуть предположение, что последний самодержец российский готовил резервную столицу на случай переноса Двора вглубь Империи. В любом случае из-за последовавших в 1917 году трагических событий этому замыслу не суждено было сбыться. Зато у новосибирцев есть основания считать, что правобережная часть современного Новосибирска развивалась под Высочайшим протекторатом. Какой город России может похвастать такой особенностью своей биографии? Жителям города по-хорошему стоило бы создать музей в честь царя Николая Второго как отца-основателя города и тем самым привлечь к себе поток туристов, но слободская культура сибирской столицы еще долго будет делать подобные мысли преждевременными. Зато уже вполне можно поговорить о связи загадочного рождения Ново-Николаевска с белыми пятнами российской истории. Ведь не случайно же руины старинной «татарской» крепости, возвышавшейся над молодым Ново-Николаевском, находились под жесткой имперской охраной?
Не многие знают, но крепостные валы «в конце Самарской улицы» (ныне улица 9 ноября), описанные в самом первом путеводителе по Ново-Николаевску, были предметом особой гордости горожан и здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность. До прихода к власти большевиков среди новониколаевцев культивировалось уважительное отношение к этим останкам «седой старины» как к местной реликвии.
До сих пор никто серьезно не занимался вопросом происхождения не дошедших до нас развалин, их настоящего возраста, места и значения в истории Отечества. Формально существующий в Новосибирске парк археологии «Чертово городище», площадью 2,20 га, вряд ли можно считать решением вопроса, потому что даже во времена владычества теленгутов крепость уже была древней, так как упоминается в аутентичной легенде насчет последних дней хана Кучума, уносящей нас аж во времена царя Федора. Учитывая, что кочевники вообще никогда не строили правильных фортификационных сооружений, можно предположить, что эта крепость досталась им в наследство от предшествующей цивилизации.
Александр Воробьев
Лиза Лисовская
Ещё, можно ещё!
Татьяна Королюк