День защиты детей. Поговорим про детство в мировой истории. История эта грустная. Итак, откуда появился «День защиты...

2 дней назад
В Избранное
Пост создан: 01-06-2025 10:43
Обновлено: 03-06-2025 01:40
День защиты детей. Поговорим про детство в мировой истории. История эта грустная. Итак, откуда появился «День защиты детей» и при чем тут наша страна.
Современное отношение к детям и к детству сформировалось совсем недавно, грубо говоря, последние лет 60–70. И то я бы не сказала, что совсем современное. Я родилась в декабре 1985 года, пошла в школу в 1993. Дети моего поколения были весьма самостоятельными. В школу меня водили только в первый класс, и то только первую неделю, дальше сама. Некоторых и вовсе привели только в первый день, и многие ходили пешком чуть ли не через полгорода. В десять лет я спокойно выполняла какие-то обязанности по дому, могла приготовить, сходить в магазин и купить продукты — было моей обязанностью. Времена были сложные, и я умудрялась пробежать по всем соседним магазинам и купить там, где дешевле. В этом не было ничего особенного: обязанности были у всех моих одноклассников и друзей. Многие тащили после школы не только ранец с учебниками, но и пару пакетов молока, хлеб и прочее (в общем, плюсом килограмма четыре). Современный же ребенок в этом возрасте в большинстве своем не может ничего. Не просто может, но плохо: четырнадцатилетняя дочка знакомых иногда ходит в магазин и постоянно приносит не те продукты, при том что постоянно звонит из магазина, чтоб уточнить (чтобы купить себе спрей от насморка, она позвонила из аптеки при мне 5 раз), и всё равно не то покупает — мысли всё время где-то не там.
Но не будем о моих ровесниках и современных детях, а вернемся к детям и детству в историческом контексте. Что можно сказать о детстве в деревне, впрочем, как и в городе, до Великой Отечественной войны и во время нее? Его не было. В деревнях дети работали, иногда чуть ли не наравне со взрослыми. Ни о каких играх речь не шла, пока не выполнена работа по дому. На реку шли, но чаще натаскать воды на баню или наловить рыбы на ужин или для кошек, зимой — полоскать белье в проруби: мать стирает, а дети носят корзинами и полощут (стирка была очень тяжелой работой, а потому белье копили и стирали всей семьей). Волочили на себе домашнее хозяйство: огород, скотину. Пасли коз и овец со всей деревни. Носили грибы и ягоды из леса, всё это чистили. В городах работали в лавках, посыльными, продавцами газет, на заводах и фабриках и при этом выполняли приличную часть работы по дому, а чаще всего всю.
Если в доме появлялось что-то вкусное, то оно доставалось работающим членам семьи. Чем меньше ребенок, тем по остаточному принципу его кормили (чем больше обязанностей выполняет, тем ценнее). Дети в деревне считались парой рабочих рук, а не тем, кто должен играть и развиваться. Взрослые считали, что игры — пустое занятие и они только отнимают рабочее время. Хотя дети все равно играли, находили время свободное от нелегкого труда. Образование тоже считалось лишним, особенно для девочек (так считали многие даже в первой половине прошлого века: моя бабушка вспоминала, что на комбинате, где она работала, было много неграмотных женщин, которые расписывались крестиком, а это уже примерно 6-8 лет после войны, в ШРМ (школы рабочей молодежи) многие тоже не шли, не считая нужным, хотя государство пыталось бороться с неграмотностью).
Маленькие дети считались обузой: «Мало того, что ели задаром, так еще и отнимали такие ценные в деревне рабочие руки от работы...» — и именно оттуда растут «ноги» у всех тех народных колыбельных, которые приводят в шок современных мам призыванием к младенцам смерти. Не нужно искать в этом иносказательности — все банально и просто. Большая часть крестьянских семей и в 18–19 веке, и в начале 20-го имела больше детей, чем была в состоянии прокормить (более ранние колыбельные, по-моему, не сохранились). Радовались только появлению первенца и в только в том случае, если он мужского пола. За детьми ухаживали девочки от 5 до 7 лет, иногда наймички (девочки из бедных семей, которые работали за еду: делали всё по дому и одновременно являлись няньками для одного или двух малышей) или старухи, которые уже не могли выполнять какую-то более сложную работу. С качеством подобных «нянек» связана гибель достаточно большого числа младенцев по недосмотру, но других вариантов в крестьянской семье не было.
К сожалению, и в наше время есть страны, где дети старше трех лет работают. В одном документальном фильме комментатор меня насмешил, притом неприятно так, своим невежеством: «Они работают на рудниках, потому что нет школы и им нечего делать», — сказал взрослый мужчина возраста около 30 лет. Нет, они работают, дорогой мой, потому что вынуждены зарабатывать себе на жизнь, на тот кусок хлеба или миску риса, которым им за эту работу платят (детям редко платят деньгами, а если и платят, то какие-то копейки). Те джинсы, которые вы ругаете за плохой пошив, шьются детьми, работающими где-нибудь в Бангладеше или Таиланде за миску риса. Родители этих детей прокормить не могут, потому что сами получают крайне мизерные зарплаты, часто будучи неграмотными. А дети — выгодные работники для поточных производств и шахт: им можно меньше платить, и они могут пролезть в самые узкие шахты, куда взрослый попасть не в состоянии, они не будут требовать условий труда. Шить в переполненных цехах, в условиях низкой освещенности, по 14–16 часов, потому что есть нормы, которые надо сдать, чтоб тебе хоть что-то заплатили, потому что владелец экономит на электроэнергии — очень распространенное явление. А потому я, например, вещи из Азии стараюсь не покупать, а если покупаю, то фабричные (непоточного производства — на непоточных фабриках, где швея шьет большую часть вещи, швеи с квалификацией, а значит, получают более адекватную зарплату — я не хочу, чтоб из-за моей личной экономии где-то страдали ни в чем неповинные люди), только отечественные или отшитые в Европе — не хочу спонсировать рабский труд, что и вам советую. Даже там, где есть школы, дети учатся в свободное от работы время (школы даже занятия подстраивают под рабочий день, чтоб дети могли заниматься после работы) или не учатся вообще, потому что родители не считают нужным тратить на это время (помимо работы есть еще домашнее хозяйство, где требуется помощь), а за учебу почти везде еще нужно платить. Благотворительные школы дают очень низкий уровень образования, которого недостаточно чтоб встать на ноги. Вот такое вот бывает детство. Раньше оно всегда было таким.
Даже в богатых семьях дети ели, что дадут, и делали, что скажут. Вы не захотели бы быть средневековой принцессой: сидеть взаперти, читать религиозные книги (Библию, «Житие святых») и есть кашу на воде, получая кроме нее чуть-чуть молока, немножко отварных овощей и пару яблок, если сезон, и, разумеется, в том случае, если вас не за что наказать (в этом случае еда сводилась к каше и воде). Вкусная еда и пиры были исключительно для взрослых (даже кухаркам и повару на кухне доставалось гораздо больше, чем тем самым принцессам). Сейчас ругают институт благородных девиц и ему подобные заведения за излишнюю муштру и скудное питание, но именно таким было воспитание в те времена, и оно считалось нормальным (в институте благородных девиц, по крайней мере, не пороли, а кое-где порка была обязательной, даже если воспитанник не провинился ни в чем: «всыпать по первое число» — вспомните, это оттуда). Даже к тем, кто обучался в домашних условиях, относились строго (исключения очень редки). Учителям и воспитателям разрешалось наказывать детей розгами, ставить на горох. И эти наказания должны были предотвращать даже мысли о шалостях, а не только шалости как таковые. Воздержание в еде тоже считалось очень правильным, считалось, что это формирует стойкость духа и духовность (посмотрите, сколько постных дней было в году, и всё поймете). Дети должны были быть удобными, весь мир принадлежал взрослым, а точнее, сильной их половине.
В Викторианскую эпоху педагоги спорили: являются ли дети людьми и с какого возраста можно считать их людьми. Это при том, что в Викторианской Англии работали даже маленькие дети и работали полноценную смену, по 12–14–16 часов, часто без перерыва на обед. Неожиданно? Да. Российская империя была одной из первых стран в мире, озаботившихся проблемой детского труда, и 1 июня 1882 года установила запрет для приема на работу детей до 12 лет, а также запрет для использования детского труда на тяжелых и вредных производствах(в шахтах, на рудниках). Труд детей от 12 до 15 лет был ограничен 8 часами в сутки с перерывом на обед — это было законодательно закреплено, чтобы дети не умирали на этой работе «пачками». Вот вам и история праздника.
Если бы не наши отечественные правозащитники, то, возможно, об этом еще долго не задумывался бы никто во всем мире. Англия приняла подобный закон в 1883 (по примеру России) и запретила прием на работу детей до 9 лет. Детский труд в США (которые многие до сих пор считают передовой державой) запретили только в 1941 году, когда подобные законы уже давно были приняты в большинстве развитых стран.
К чему я это пишу? Современный родитель, встречаясь с историческими текстами или какими-то художественными рассказами, должен понимать, что это реальность, а не чей-то бред. Снимите розовые очки. Воспитывайте детей способными жить нормально и самостоятельно, а не вечными малышами, которые в 16 лет не в состоянии не только приготовить себе еду, но даже разогреть ее, если сломалась микроволновка (реальный случай у моих знакомых: девочка 17 лет не умеет пользоваться газовой плитой). Дети на это способны, они вообще на многое способны, история это не раз доказала. Пути господни неисповедимы, мы не знаем, какие навыки могут пригодиться через 5 или 10 лет. По крайней мере, обслужить себя человек должен быть в состоянии. Это не помешает во взрослой жизни. Современный ребенок также должен все это знать и понимать хотя бы с той позиции, насколько ему повезло родиться не в Африке и в 3–4 года пойти на каменоломню, не в некоторых странах азиатского региона и в 7 лет пойти шить вещи для китайских маркетплейсов за копейки, потому что народ в мире сошел с ума и не готов платить за вещи столько, сколько они стоят реально, а хочет все больше и больше, а в нормальных условиях, где он может позволить себе расти и учиться (бесплатно учиться, кстати, а это возможно не в каждой стране). Чтобы элементарно начать ценить то, что есть, чтобы понимать, какой бывает жизнь, чтобы стремиться обеспечить себе нормальное будущее (если все перестанут учиться и станут блогерами, то что нас ждет?), а не то, которое ждет тех самых африканских детей и которое, возможно, будет ждать будущие поколения, потому что уровень образования падает с каждым годом — дети имеют возможность учиться, а не хотят. Про то, что дети в развивающихся странах всеми силами пытаются получить образование, хоть какое-то, чтоб выбраться из нищеты, а «тебе» оно достается на блюдечке с голубой каемочкой — только учись (советую посмотреть тайские социальные ролики — их много в интернете, и многие из них касаются образования: посмотрите вместе с детьми — это очень важно и полезно (я бы эти ролики и передачи про жизнь детей в Африке и некоторых азиатских странах в школе бы показывала как повод для размышления), «тебе» не нужно работать летом от зари до зари, чтоб оплатить себе очередной учебный год в школе (неграмотные родители на это заработать не в состоянии)). Чтоб научиться отличать ложные ценности от настоящих. Чтобы понимать, как живут другие и что нужно делать, чтоб никогда так не жить. День защиты детей, он изначально про права на будущее и образование, а не про карусели и батуты.

Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!

Яндекс.Метрика