Достойно одеться в наше время несложно и не так дорого. Но в былые времена, особенно для не очень богатых дам, это составляло большую проблему. Нужно было выглядеть прилично и минимально соответствовать имеющейся на данный момент моде. На одно платье в 19 веке могло уходить 10–12 и более метров ткани (в зависимости от моды и назначения платья).
Сколько нужно таких платьев? Даже обычной мещанке как минимум несколько. Дневные, вечерние, выходные, для прогулок и визитов. Требования к опрятности и соответствию случаю даже в небогатых кругах были достаточно строгими. Плюс какие-то украшения, тесьма, кружева, хотя бы по минимуму. Несколько перемен нижнего белья. А нижних юбок носили в разное время от 3 до 6. Помимо этого: сорочки, панталоны, камисоли (маечки, закрывающие корсет). Под платьем было много белья, потому что платья часто не стирали, а некоторые и не стирали вообще (чистили, проветривали). Шляпки, чулки, корсет, корсаж (полноценный корсет каждый день не носили, предпочитая повседневный, чуть более мягкий), перчатки (перчатки и носовые платки продавались дюжинами) — то, без чего не выходила из дома ни одна приличная женщина (мы с вами говорим о городе, а не о деревне — там всё было несколько проще, хотя городская одежда в 19 веке плотно вошла в быт многих и деревенских жителей, но, как правило, не в полной мере, но тоже были свои нюансы), и это касается не только благородных дам. Туфли, ботинки: из ткани подешевле, из кожи — долговечней, но дороже. Правда, вечерние, атласные, с вышивкой, по цене могли превосходить кожу в несколько раз. Бальные туфельки — вещь одноразовая: подошва протиралась моментально, так что на один вечер могло быть изготовлено две пары. Корсет, кринолин носила даже прислуга. Без шляпки нельзя было показаться на улице, если вы, разумеется, не падшая женщина, на вас должен быть головной убор.
Стоимость нормального выезда на бал для небогатой дворянки или купчихи (которые преобладали над богатыми числом) могла вполне равняться году тихой жизни где-нибудь в имении. И это только одной дамы. Если у вас, к примеру, двое дочерей, то вывезти их на бал было делом очень нелегким, они должны сопровождаться матерью или какой-то компаньонкой, для которой тоже потребуется наряд (в случае с компаньонкой более скромный, в случае с матерью — более дорогой и если эти дочери погодки или с разницей в 2-3 года, первый их выезд старались совместить: младшую дочь могли вывезти и в 14-15). А не вывозить — тоже не вариант: где еще девице искать жениха!? Участь старой девы, особенно если она небогата, в 19 веке незавидна. Женской работы почти нет, да и та, что есть, занята, и никто не собирается для вас ее освобождать (у служанки или экономки, если что, есть своя дочь или племянница, как и у работницы дамского магазина, хотя и там чаще работали приказчики, платили женщинам мало, столько на сколько вы не сможете прожить, работа на фабриках адская, часто по 16-18 часов(с крестьянскими девочками, отправленными работать на фабрики прощались как с умершими) — адресую это тем, кто в те времена «пошел бы работать», кроме того, работать дворянке и вовсе неприлично — желающих жениться на работающей женщине почти не существовало, а это единственный шанс жить своим домом). Даже в России, где женщина могла вступать в наследство и распоряжаться своим приданным, жить одной было не принято. Быть приживалкой в доме родственников мужского пола, по сути, бесплатной няней или экономкой — часто единственный выход (кроме которого только монастырь, но там тоже свои прелести, и это постоянный тяжелый труд — жизнь монахини без большого приданого незавидна). При этом есть вероятность, что тебя постоянно будут попрекать за кров, одежду и еду. А потому умные родители или опекуны искали возможность выдать девушку замуж любой ценой, в том числе влезали в долги.
Весьма недешевое бальное платье можно было надеть на бал пару раз (если балов серия, то вам потребуется не одно), плюс, к примеру, еще пару раз в театр, удлинив его оборкой (бальные платья чуть короче) и в качестве вечернего на какой-нибудь званый ужин. Дальше всё, требовалось новое платье. Для домашних вечеров оно слишком шикарно, по другим поводам его не наденешь. Правда, экономные дамы перешивали и переделывали старые. В ход шли тесьма, кружева, изготавливалась новая отделка. Украшения могли арендовать у ювелира или одолжить у кого из знакомых, поэтому они могли быть «новыми», того комплекта, что имелся в той или иной мере у каждой горожанки, как правило, было недостаточно.
Дамы прибегали к хитростям. К платью мог быть изготовлен еще один корсаж, более закрытый, позволяющий носить данное платье на какие-то дневные мероприятия. Платья часто были несшивные, т. е. верх и низ отдельно (сшивные чаще встречаются уже к концу века). Могли скрепляться на «живую» нить или за счет каких-то потайных застежек. Изготавливались дополнительные пелерины, воротнички, съемные рукава, распашные юбки, дополнительные оборки и другие заменяемые детали — платье могло быть настоящим трансформером. Такими делали и нарядные платья, и повседневные. Эта хитрость позволяла экономить. Этим пользовались даже богатые дамы, не говоря уже о всех остальных.
Украшения, даже у богатых дворян и в императорской семье, были разборными, имели несколько сменных подвесок, трансформировались в другое украшение (в качестве примера можете где-то почитать про украшения, принадлежащие британской короне: тиара может разбираться на несколько брошей и подвесок) и переделывались на другие. Игнорировать моду и правила костюмного этикета было неприлично. На первом фото: платье, имеющее два лифа, трансформируясь из дневного в вечернее. На втором: дамский дорожный костюм (США).
Сколько нужно таких платьев? Даже обычной мещанке как минимум несколько. Дневные, вечерние, выходные, для прогулок и визитов. Требования к опрятности и соответствию случаю даже в небогатых кругах были достаточно строгими. Плюс какие-то украшения, тесьма, кружева, хотя бы по минимуму. Несколько перемен нижнего белья. А нижних юбок носили в разное время от 3 до 6. Помимо этого: сорочки, панталоны, камисоли (маечки, закрывающие корсет). Под платьем было много белья, потому что платья часто не стирали, а некоторые и не стирали вообще (чистили, проветривали). Шляпки, чулки, корсет, корсаж (полноценный корсет каждый день не носили, предпочитая повседневный, чуть более мягкий), перчатки (перчатки и носовые платки продавались дюжинами) — то, без чего не выходила из дома ни одна приличная женщина (мы с вами говорим о городе, а не о деревне — там всё было несколько проще, хотя городская одежда в 19 веке плотно вошла в быт многих и деревенских жителей, но, как правило, не в полной мере, но тоже были свои нюансы), и это касается не только благородных дам. Туфли, ботинки: из ткани подешевле, из кожи — долговечней, но дороже. Правда, вечерние, атласные, с вышивкой, по цене могли превосходить кожу в несколько раз. Бальные туфельки — вещь одноразовая: подошва протиралась моментально, так что на один вечер могло быть изготовлено две пары. Корсет, кринолин носила даже прислуга. Без шляпки нельзя было показаться на улице, если вы, разумеется, не падшая женщина, на вас должен быть головной убор.
Стоимость нормального выезда на бал для небогатой дворянки или купчихи (которые преобладали над богатыми числом) могла вполне равняться году тихой жизни где-нибудь в имении. И это только одной дамы. Если у вас, к примеру, двое дочерей, то вывезти их на бал было делом очень нелегким, они должны сопровождаться матерью или какой-то компаньонкой, для которой тоже потребуется наряд (в случае с компаньонкой более скромный, в случае с матерью — более дорогой и если эти дочери погодки или с разницей в 2-3 года, первый их выезд старались совместить: младшую дочь могли вывезти и в 14-15). А не вывозить — тоже не вариант: где еще девице искать жениха!? Участь старой девы, особенно если она небогата, в 19 веке незавидна. Женской работы почти нет, да и та, что есть, занята, и никто не собирается для вас ее освобождать (у служанки или экономки, если что, есть своя дочь или племянница, как и у работницы дамского магазина, хотя и там чаще работали приказчики, платили женщинам мало, столько на сколько вы не сможете прожить, работа на фабриках адская, часто по 16-18 часов(с крестьянскими девочками, отправленными работать на фабрики прощались как с умершими) — адресую это тем, кто в те времена «пошел бы работать», кроме того, работать дворянке и вовсе неприлично — желающих жениться на работающей женщине почти не существовало, а это единственный шанс жить своим домом). Даже в России, где женщина могла вступать в наследство и распоряжаться своим приданным, жить одной было не принято. Быть приживалкой в доме родственников мужского пола, по сути, бесплатной няней или экономкой — часто единственный выход (кроме которого только монастырь, но там тоже свои прелести, и это постоянный тяжелый труд — жизнь монахини без большого приданого незавидна). При этом есть вероятность, что тебя постоянно будут попрекать за кров, одежду и еду. А потому умные родители или опекуны искали возможность выдать девушку замуж любой ценой, в том числе влезали в долги.
Весьма недешевое бальное платье можно было надеть на бал пару раз (если балов серия, то вам потребуется не одно), плюс, к примеру, еще пару раз в театр, удлинив его оборкой (бальные платья чуть короче) и в качестве вечернего на какой-нибудь званый ужин. Дальше всё, требовалось новое платье. Для домашних вечеров оно слишком шикарно, по другим поводам его не наденешь. Правда, экономные дамы перешивали и переделывали старые. В ход шли тесьма, кружева, изготавливалась новая отделка. Украшения могли арендовать у ювелира или одолжить у кого из знакомых, поэтому они могли быть «новыми», того комплекта, что имелся в той или иной мере у каждой горожанки, как правило, было недостаточно.
Дамы прибегали к хитростям. К платью мог быть изготовлен еще один корсаж, более закрытый, позволяющий носить данное платье на какие-то дневные мероприятия. Платья часто были несшивные, т. е. верх и низ отдельно (сшивные чаще встречаются уже к концу века). Могли скрепляться на «живую» нить или за счет каких-то потайных застежек. Изготавливались дополнительные пелерины, воротнички, съемные рукава, распашные юбки, дополнительные оборки и другие заменяемые детали — платье могло быть настоящим трансформером. Такими делали и нарядные платья, и повседневные. Эта хитрость позволяла экономить. Этим пользовались даже богатые дамы, не говоря уже о всех остальных.
Украшения, даже у богатых дворян и в императорской семье, были разборными, имели несколько сменных подвесок, трансформировались в другое украшение (в качестве примера можете где-то почитать про украшения, принадлежащие британской короне: тиара может разбираться на несколько брошей и подвесок) и переделывались на другие. Игнорировать моду и правила костюмного этикета было неприлично. На первом фото: платье, имеющее два лифа, трансформируясь из дневного в вечернее. На втором: дамский дорожный костюм (США).
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!