Расширенное заседание МКК СФО происходило 10.10.2023 в 20-00 Новосибирского времени с приглашением руководителя водного сектора ЦМКК и председателя Маршрутного комитета г. Москва, а также Пермь и города Сибири.
Официальные выводы и рекомендации проведенного обсуждения на заседании МКК СФО "НС на р. Снежная"
В результате рассказа руководителя и опроса участников, была восстановлена последовательность событий 06.07.2023 и выяснены обстоятельства случившегося.
По мнению участников разбора, следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
1. Формирование группы: три из четырех экипажа были явно слабее – это два смешанных экипажа Коротеев Р. - Романова Е.; Мысник Ал. - Мысник Ан. и экипаж Марченко Е. - Ткаченко Л., где Ткаченко Л. имел минимальный туристский опыт в группе.
2. Оценка уровня воды: руководитель и участники неверно оценили динамику подъема уровня воды. Рост уровня воды в Снежной продолжался в течение 5 дней (начиная с 02.07 и достиг максимума к моменту прохождения нижней части р. Снежной (06.07.2023)). После впадения р. Ара-Буректай, в которой также наблюдался подъем воды, расход воды в Снежной стал в 2 - 2,5 раза выше, чем в верхнем и среднем течении. Утром 06.07, перед выходом группы из лагеря в устье р. Ара-Буректай, руководитель проигнорировал явные признаки паводковой ситуации - мутная вода, затопленные кусты и деревья, плавающий мусор, перекатывающие камни в р. Ара-Буректай. Приток, в месте впадения в Снежную, пересекал половину ее русла. Участники группы умолчали о своих опасениях и сомнениях в необходимости начала сплава в этот день.
3. Тактика движения на нижнем участке реки.
Не смотря на наличие признаков паводка, руководитель, при молчаливом согласии группы, принял решение продолжить сплав. При этом каких-либо тактических решений, направленных на обеспечение безопасности и координации действий группы, не было предложено. После короткого инструктажа группа выдвинулась походной колонной. Туман над рекой, возросшая скорость потока и мощность возмущений её структуры, привели к тому, что экипажи не смогли выдерживать дистанцию между катамаранами, а также намеченную линию движения. Просмотра и страховки препятствий не проводилось. Каждый экипаж был предоставлен сам себе - как в выборе траектории движения, так и в вопросах обеспечения безопасности и самоспасения.
4. Действия группы вовремя и после аварийной ситуации на входе в каньон «Красный».
Большинство судов в группе не смогли выдержать заявленную линию движения в пороге 96 вдоль левого берега. Кат-1 перевернулся, самосплавом ушла Романова Е. Кат-3 устоял в бочке, но был выбит из упоров и самосплавом ушел Марченко Е. Кат-2 сменил линию движения и удачно обошел бочку по правой протоке. И только Кат-4 выдержал заданную линию движения - прошел под левым берегом. Экипажи кат-2 и кат-4 не смогли выловить ни одного участника из идущих самосплавом.
После разделения группы, действия участников не координировались, рации не работали. Часть участников находилась в состоянии эмоционального перевозбуждения и не могли принимать решений, соответствующих обстоятельствам. Поэтому последующие решения и действия подгруппы из 5 человек привели к еще одному разделению участников (по правому берегу пешком ушел Марченко Е.) и групповому перевороту обоих катамаранов (кат-2 и кат-4). Самосплавом ушла Мысник Анастасия.
Действия подгруппы, которой руководил Коротеев Р., а именно отправление в одиночное неуправляемое плавание на катамаране участника Ткаченко Л., и последующий переворот сборного экипажа Коротеев Р. - Мысник Ал. также не способствовали безопасному продвижению на оставшемся участке реки и контролю над ситуацией.
Следует отметить, что все участники, после выхода на берег, не оставались у реки, а уходили в лес или поднимались по склону ущелья, поэтому не могли быть обнаружены проплывающими экипажами.
В результате нескольких переворотов все участники группы оказались в воде, те кто выбрался на берег вынуждены были выходить к людям в течении 1-2 дней. К поисково-спасательным работам были привлечены подразделений МЧС. Погибла участница Романова Е.
Основные тактические ошибки, совершенные группой:
• неверная оценка изменяющейся обстановки на реке, в результате быстрого подъема воды и после впадения крупного притока, и соответственно неправильная оценка сложности препятствий и опасности каньонного участка.
• отсутствие тактических решений по прохождению каньона "Красный" в условиях высокого (паводкового) уровня воды.
• не была проведена разведка сложного препятствия на входе в каньон, не определены ориентиры, безопасные линии движения и не организована страховка.
• движение растянутой колонной, не соблюдение очередности экипажей и попадание сходу в сложное препятствие.
• отсутствие ориентиров непосредственно при прохождении препятствия, соответственно неправильный заход и неправильный выбор линии движения.
• прохождение сложного участка при неблагоприятных метеорологических условиях: туман, дождь, поднимающийся уровень воды.
• разделение группы после начала аварийной ситуации, затем повторное разделение каждой подгруппы.
Рекомендации для руководителей групп:
1. Одной из обязанностей руководителя является формирование команды, способной безопасно пройти намеченный маршрут. Необходимо обращать внимание на фактический опыт участников, опыт аварийных ситуаций, автономных походов в разных географических районах. Рекомендуется соблюдать требования к опыту участников и руководителя, принятые в спортивном туризме. Хорошо, когда кандидат проходил обучение в школах соответствующего уровня, семинары по безопасности и т.п., где получил системные знания и навыки, необходимые туристу воднику. Очень важный фактор - физическая форма туриста, его тренированность, активные занятия спортом. Не забывайте про старый принцип: "Бери участников, с которыми уже ходил и в них уверен".
2. При подготовке к маршруту необходимо внимательнее относиться к разработке стратегии и тактики. Важно заранее проработать маршрут и наметить возможные действия группы на разных этапах: на заброске/выброске, мелководных верховьях, участков с порогами, участков с каньонами и труднодоступными ущельями, участков с водопадами и непроходами; в среднем и нижнем течении, где расходы значительно возрастают и препятствия становятся мощнее; на участках с протоками и островами и т.п. Полезно моделировать сложные ситуации и возможные действия группы в этих условиях, обязательно предусматривать запасные варианты и аварийные выходы.
3. Проводить совместные тренировки с отработкой действий группы в аварийных ситуациях (швартовку перевернутого катамарана одним человеком, самосплав участника, зачаливание перевернутого судна страхующим катамараном; спасение человека, идущего самосплавом и др.). Для этого можно участвовать в семинарах по безопасности или проводить тренировочные сплавы с соответствующей программой занятий.
4. Обращать внимание на личную экипировку участников - гидрокостюм, каску, спасжилет, защиту. Каждому экипажу рекомендуется иметь радиостанции в водонепроницаемой упаковке. Для маршрутов высокой категории сложности это является обязательным условием. Работоспособность раций нужно проверять ежедневно. У всех участников должен быть минимальный набор для выживания - нож, спички, перекус и т.п. В автономных и высококатегорийных маршрутах необходимо оформлять страховое свидетельство на каждого участника.
5. Руководителям групп следует придерживаться гибкой тактики и реагировать на изменение условий в которых проходит маршрут. Сама специфика водных походов подразумевает, что каждое усиление осадков в горах нередко сопровождается резкими подъемами уровня воды, камнепадами, селями. Характер реки может полностью поменяться за несколько часов. Типичными явлениями для горных рек являются изменения сложности известных препятствий и появление новых. Это характерно для рек Сибири - на Алтае, в Саянах, Забайкалье, Прибайкалье и на Дальнем Востоке. В высокогорных районах свою долю вносит режим таяния ледников. Поэтому, двигаясь по реке, группа и руководитель должны принимать тактические решения в зависимости от сложности и опасности участка реки, изменения ее расхода, погодных условий и готовности группы.
6. Обеспечение безопасности на водном маршруте начинается с разведки и оценки ситуации. Группа должна представлять какие препятствия их ожидают и где они расположены. Руководитель предварительно намечает участки и препятствия, требующие разведки или страховки. После начала сплава и прохождения первых порогов необходимо сопоставить категорию трудности с существующей лоцией и оценить действия группы. При необходимости, скорректировать тактику движения, понять какие препятствия стоит осмотреть дополнительно. Не забывайте ежедневно контролировать изменение уровня воды в реке.
Скачанная из Интернета лоция, не является свидетельством готовности группы к маршруту. У некоторых туристов водников иногда складывается ложное представление, что лоция позволяет заранее оценивать сложность участков и даже намечать линию движения в порогах. Не ленитесь пройти ногами к очередному сложному препятствию, загляните за поворот, наметьте места причаливания, при необходимости организуйте страховку.
7. При подъеме уровня воды до высоких значений или наступлении паводка, группа и руководитель должны оценить свои силы и условия в которых возможно продолжить сплав. Если группа сомневается в необходимости продолжения сплава, то необходимо прекратить движение и оставаться на берегу до приемлемого падения уровня воды. Среди возможных решений - осторожное продвижение по реке на технически простых участках с обносом/проводкой опасных локальных препятствий; прекращение сплава на опасном участке реки, переход вниз по течению и продолжение сплава; прекращение сплава и аварийный выход с маршрута.
Рекомендации МКК:
1. При выпуске групп на спортивные маршруты 4-6 к.с. обращать внимание на состав групп, их подтвержденный и фактический опыт. Основной костяк группы должен иметь опыт совместных спортивных походов.
2. При выпуске групп на маршрут, делать запись в маршрутной книжке о запрещении сплава или рекомендуемых действиях в случае наступления паводка.
Предложение водному сектору ЦМКК
1. Внести каньон "Красный" в перечень сплавных участков рек как препятствие 4В...5А к.т.
Официальные выводы и рекомендации проведенного обсуждения на заседании МКК СФО "НС на р. Снежная"
В результате рассказа руководителя и опроса участников, была восстановлена последовательность событий 06.07.2023 и выяснены обстоятельства случившегося.
По мнению участников разбора, следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
1. Формирование группы: три из четырех экипажа были явно слабее – это два смешанных экипажа Коротеев Р. - Романова Е.; Мысник Ал. - Мысник Ан. и экипаж Марченко Е. - Ткаченко Л., где Ткаченко Л. имел минимальный туристский опыт в группе.
2. Оценка уровня воды: руководитель и участники неверно оценили динамику подъема уровня воды. Рост уровня воды в Снежной продолжался в течение 5 дней (начиная с 02.07 и достиг максимума к моменту прохождения нижней части р. Снежной (06.07.2023)). После впадения р. Ара-Буректай, в которой также наблюдался подъем воды, расход воды в Снежной стал в 2 - 2,5 раза выше, чем в верхнем и среднем течении. Утром 06.07, перед выходом группы из лагеря в устье р. Ара-Буректай, руководитель проигнорировал явные признаки паводковой ситуации - мутная вода, затопленные кусты и деревья, плавающий мусор, перекатывающие камни в р. Ара-Буректай. Приток, в месте впадения в Снежную, пересекал половину ее русла. Участники группы умолчали о своих опасениях и сомнениях в необходимости начала сплава в этот день.
3. Тактика движения на нижнем участке реки.
Не смотря на наличие признаков паводка, руководитель, при молчаливом согласии группы, принял решение продолжить сплав. При этом каких-либо тактических решений, направленных на обеспечение безопасности и координации действий группы, не было предложено. После короткого инструктажа группа выдвинулась походной колонной. Туман над рекой, возросшая скорость потока и мощность возмущений её структуры, привели к тому, что экипажи не смогли выдерживать дистанцию между катамаранами, а также намеченную линию движения. Просмотра и страховки препятствий не проводилось. Каждый экипаж был предоставлен сам себе - как в выборе траектории движения, так и в вопросах обеспечения безопасности и самоспасения.
4. Действия группы вовремя и после аварийной ситуации на входе в каньон «Красный».
Большинство судов в группе не смогли выдержать заявленную линию движения в пороге 96 вдоль левого берега. Кат-1 перевернулся, самосплавом ушла Романова Е. Кат-3 устоял в бочке, но был выбит из упоров и самосплавом ушел Марченко Е. Кат-2 сменил линию движения и удачно обошел бочку по правой протоке. И только Кат-4 выдержал заданную линию движения - прошел под левым берегом. Экипажи кат-2 и кат-4 не смогли выловить ни одного участника из идущих самосплавом.
После разделения группы, действия участников не координировались, рации не работали. Часть участников находилась в состоянии эмоционального перевозбуждения и не могли принимать решений, соответствующих обстоятельствам. Поэтому последующие решения и действия подгруппы из 5 человек привели к еще одному разделению участников (по правому берегу пешком ушел Марченко Е.) и групповому перевороту обоих катамаранов (кат-2 и кат-4). Самосплавом ушла Мысник Анастасия.
Действия подгруппы, которой руководил Коротеев Р., а именно отправление в одиночное неуправляемое плавание на катамаране участника Ткаченко Л., и последующий переворот сборного экипажа Коротеев Р. - Мысник Ал. также не способствовали безопасному продвижению на оставшемся участке реки и контролю над ситуацией.
Следует отметить, что все участники, после выхода на берег, не оставались у реки, а уходили в лес или поднимались по склону ущелья, поэтому не могли быть обнаружены проплывающими экипажами.
В результате нескольких переворотов все участники группы оказались в воде, те кто выбрался на берег вынуждены были выходить к людям в течении 1-2 дней. К поисково-спасательным работам были привлечены подразделений МЧС. Погибла участница Романова Е.
Основные тактические ошибки, совершенные группой:
• неверная оценка изменяющейся обстановки на реке, в результате быстрого подъема воды и после впадения крупного притока, и соответственно неправильная оценка сложности препятствий и опасности каньонного участка.
• отсутствие тактических решений по прохождению каньона "Красный" в условиях высокого (паводкового) уровня воды.
• не была проведена разведка сложного препятствия на входе в каньон, не определены ориентиры, безопасные линии движения и не организована страховка.
• движение растянутой колонной, не соблюдение очередности экипажей и попадание сходу в сложное препятствие.
• отсутствие ориентиров непосредственно при прохождении препятствия, соответственно неправильный заход и неправильный выбор линии движения.
• прохождение сложного участка при неблагоприятных метеорологических условиях: туман, дождь, поднимающийся уровень воды.
• разделение группы после начала аварийной ситуации, затем повторное разделение каждой подгруппы.
Рекомендации для руководителей групп:
1. Одной из обязанностей руководителя является формирование команды, способной безопасно пройти намеченный маршрут. Необходимо обращать внимание на фактический опыт участников, опыт аварийных ситуаций, автономных походов в разных географических районах. Рекомендуется соблюдать требования к опыту участников и руководителя, принятые в спортивном туризме. Хорошо, когда кандидат проходил обучение в школах соответствующего уровня, семинары по безопасности и т.п., где получил системные знания и навыки, необходимые туристу воднику. Очень важный фактор - физическая форма туриста, его тренированность, активные занятия спортом. Не забывайте про старый принцип: "Бери участников, с которыми уже ходил и в них уверен".
2. При подготовке к маршруту необходимо внимательнее относиться к разработке стратегии и тактики. Важно заранее проработать маршрут и наметить возможные действия группы на разных этапах: на заброске/выброске, мелководных верховьях, участков с порогами, участков с каньонами и труднодоступными ущельями, участков с водопадами и непроходами; в среднем и нижнем течении, где расходы значительно возрастают и препятствия становятся мощнее; на участках с протоками и островами и т.п. Полезно моделировать сложные ситуации и возможные действия группы в этих условиях, обязательно предусматривать запасные варианты и аварийные выходы.
3. Проводить совместные тренировки с отработкой действий группы в аварийных ситуациях (швартовку перевернутого катамарана одним человеком, самосплав участника, зачаливание перевернутого судна страхующим катамараном; спасение человека, идущего самосплавом и др.). Для этого можно участвовать в семинарах по безопасности или проводить тренировочные сплавы с соответствующей программой занятий.
4. Обращать внимание на личную экипировку участников - гидрокостюм, каску, спасжилет, защиту. Каждому экипажу рекомендуется иметь радиостанции в водонепроницаемой упаковке. Для маршрутов высокой категории сложности это является обязательным условием. Работоспособность раций нужно проверять ежедневно. У всех участников должен быть минимальный набор для выживания - нож, спички, перекус и т.п. В автономных и высококатегорийных маршрутах необходимо оформлять страховое свидетельство на каждого участника.
5. Руководителям групп следует придерживаться гибкой тактики и реагировать на изменение условий в которых проходит маршрут. Сама специфика водных походов подразумевает, что каждое усиление осадков в горах нередко сопровождается резкими подъемами уровня воды, камнепадами, селями. Характер реки может полностью поменяться за несколько часов. Типичными явлениями для горных рек являются изменения сложности известных препятствий и появление новых. Это характерно для рек Сибири - на Алтае, в Саянах, Забайкалье, Прибайкалье и на Дальнем Востоке. В высокогорных районах свою долю вносит режим таяния ледников. Поэтому, двигаясь по реке, группа и руководитель должны принимать тактические решения в зависимости от сложности и опасности участка реки, изменения ее расхода, погодных условий и готовности группы.
6. Обеспечение безопасности на водном маршруте начинается с разведки и оценки ситуации. Группа должна представлять какие препятствия их ожидают и где они расположены. Руководитель предварительно намечает участки и препятствия, требующие разведки или страховки. После начала сплава и прохождения первых порогов необходимо сопоставить категорию трудности с существующей лоцией и оценить действия группы. При необходимости, скорректировать тактику движения, понять какие препятствия стоит осмотреть дополнительно. Не забывайте ежедневно контролировать изменение уровня воды в реке.
Скачанная из Интернета лоция, не является свидетельством готовности группы к маршруту. У некоторых туристов водников иногда складывается ложное представление, что лоция позволяет заранее оценивать сложность участков и даже намечать линию движения в порогах. Не ленитесь пройти ногами к очередному сложному препятствию, загляните за поворот, наметьте места причаливания, при необходимости организуйте страховку.
7. При подъеме уровня воды до высоких значений или наступлении паводка, группа и руководитель должны оценить свои силы и условия в которых возможно продолжить сплав. Если группа сомневается в необходимости продолжения сплава, то необходимо прекратить движение и оставаться на берегу до приемлемого падения уровня воды. Среди возможных решений - осторожное продвижение по реке на технически простых участках с обносом/проводкой опасных локальных препятствий; прекращение сплава на опасном участке реки, переход вниз по течению и продолжение сплава; прекращение сплава и аварийный выход с маршрута.
Рекомендации МКК:
1. При выпуске групп на спортивные маршруты 4-6 к.с. обращать внимание на состав групп, их подтвержденный и фактический опыт. Основной костяк группы должен иметь опыт совместных спортивных походов.
2. При выпуске групп на маршрут, делать запись в маршрутной книжке о запрещении сплава или рекомендуемых действиях в случае наступления паводка.
Предложение водному сектору ЦМКК
1. Внести каньон "Красный" в перечень сплавных участков рек как препятствие 4В...5А к.т.
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!