Ошо, может ли эго совершить самоубийство?
Нет, потому что эго не существует. Чтобы эго могло совершить самоубийство, нужно, чтобы оно существовало. Давайте поставим вопрос по-другому: может ли тень совершить самоубийство? Тень не может совершить самоубийство, потому что ее не существует. Если вы совершите самоубийство, если вы отрежете себе голову, то и тень будет без головы. Она просто следует за вами. Эго — это ваша тень, оно не может совершить самоубийство. Если вы отрезаете себе голову, то само убийство совершается — но это не эго его совершает, это просто случается.
Попытайтесь понять: эго не материально, эго похоже на тень. Тело двигается — появляется тень, физическая тень; ум двигается — появляется ментальная тень. Эта ментальная тень и есть эго. Когда ум останавливается, эго исчезает, когда ум не функционирует, эго нет. Когда ум функционирует, эго существует; когда ум функционирует слишком интенсивно, эго становится очень большим. Вот почему вы видите, что те люди, которые слишком много работают головой, гораздо эгоистичнее других. Брамины, ученые, профессора, пандиты, так называемая интеллигенция, — все они обладают очень изощренным эго. Интеллектуалы, писатели, поэты, философы тоже имеют очень изощренное эго. В них нет ничего, кроме эго, — так много работать головой!
Люди, которые работают руками, которых так и называют «рабочие руки», — это скромные люди. Посмотрите, как живут труженики, рабочие, крестьяне в маленьких деревнях — те, кто работает руками. Это скромные люди.
Есть история о Конфуции. Она такая же старая, как истории о Лао-цзы.
Конфуций, путешествуя, проезжал через одну деревню. Он увидел очень старого — около девяноста лет — человека, который носил воду из колодца и поливал свое поле. Это была тяжелая работа, и палило солнце.
Думая, что старик не знает о существовании механических приспособлений, с помощью которых можно доставать воду из колодца — вместо человека это могли бы делать быки или лошади, — Конфуций подошел к нему и спросил:
— Разве ты не слышал, что сейчас есть специальные устройства? Они позволяют легко доставать воду из колодца, и то, что ты делаешь за двенадцать часов, можно сделать за полчаса. Это могут делать лошади. Зачем на прягаться без необходимости? Ты уже старик...
Старик ответил:
— Это всегда хорошо — работать руками, потому что, когда появляются хитрые приспособления, появляется и хитрый ум. Только хитрый ум использует хитрые приспособления. Не пытайся искушать меня. Я старый человек, позволь мне умереть таким же невинным, каким я был рожден. Работать руками — хорошо. Это позволяет мне оставаться смиренным.
Конфуций вернулся к своим ученикам. И те спросили его:
— О чем ты говорил с этим стариком?
Конфуций ответил:
— Должно быть, это ученик Лао-цзы. Он сразил меня наповал, и его аргументы верны.
Когда вы работаете руками, никакой тени головы нет и в помине: человек остается скромным, невинным, естественным. Когда вы начинаете использовать хитроумные приспособления, голова вступает в дело.
Человека, который работает головой, руководит, называют «главой», «главным». Не становитесь «главными».
Даже быть чиновником — очень плохо, но быть главным чиновником... Старайтесь быть простыми тружениками. Простые труженики осуждаются, потому что они не такие хитрые, не такие конкурентоспособные; они выглядят примитивными. Старайтесь больше работать руками, и вы увидите, что тень становится все меньше и меньше.
Эго не может совершить самоубийство, потому что его нет. Если вы совершаете самоубийство, происходит то, что я называю самадхи, то, что я называю конечной медитацией. Если вы совершаете самоубийство, это означает, что, исчезая, вы становитесь никем — вы больше не отбрасываете тени.
В старые времени считали, что, когда человек становится буддой, его тело перестает отбрасывать тень.
В этом, должно быть, есть глубокий символический смысл. Это не означает, что когда будда идет по земле, он не отбрасывает на нее тени — тень отбрасывается, но внутри него тени нет. Он двигается, он работает, он что-то делает, но делатель внутри него отсутствует. Вот почему тень не падает. Если нужно, он даже думает, но думающий отсутствует; вот почему тень не падает. Он живет, но он не манипулирует, не контролирует. Он течет, его жизнь спонтанна. Ему даже не нужно плыть, его просто несет река. Он не прилагает никаких усилий, он просто полностью отпускает себя — «будь, как будет». Он течет. Он предоставляет реке делать все, что нужно, — и тогда тени не отбрасываются, эго исчезает.
Не сражайтесь непосредственно с эго. Если вы будете это делать, вы проиграете, потому что никто не может победить тень. Если вам нужно сделать что-то с тенью, вам придется заняться своим существом. Что- то с ним не так, что-то не так с пониманием. Вы пусты внутри — осознавайте все в большей и большей степени свою внутреннюю пустоту, и однажды вы вдруг обнаружите, что эго оставило вас. В действительности, вы поймете, что его никогда не было, — это была ложная идея, это была иллюзия. Это был мираж. Эго не было — была только видимость; это не было реальностью, это был сон — точнее говоря, кошмарный сон.
Ошо
Нет, потому что эго не существует. Чтобы эго могло совершить самоубийство, нужно, чтобы оно существовало. Давайте поставим вопрос по-другому: может ли тень совершить самоубийство? Тень не может совершить самоубийство, потому что ее не существует. Если вы совершите самоубийство, если вы отрежете себе голову, то и тень будет без головы. Она просто следует за вами. Эго — это ваша тень, оно не может совершить самоубийство. Если вы отрезаете себе голову, то само убийство совершается — но это не эго его совершает, это просто случается.
Попытайтесь понять: эго не материально, эго похоже на тень. Тело двигается — появляется тень, физическая тень; ум двигается — появляется ментальная тень. Эта ментальная тень и есть эго. Когда ум останавливается, эго исчезает, когда ум не функционирует, эго нет. Когда ум функционирует, эго существует; когда ум функционирует слишком интенсивно, эго становится очень большим. Вот почему вы видите, что те люди, которые слишком много работают головой, гораздо эгоистичнее других. Брамины, ученые, профессора, пандиты, так называемая интеллигенция, — все они обладают очень изощренным эго. Интеллектуалы, писатели, поэты, философы тоже имеют очень изощренное эго. В них нет ничего, кроме эго, — так много работать головой!
Люди, которые работают руками, которых так и называют «рабочие руки», — это скромные люди. Посмотрите, как живут труженики, рабочие, крестьяне в маленьких деревнях — те, кто работает руками. Это скромные люди.
Есть история о Конфуции. Она такая же старая, как истории о Лао-цзы.
Конфуций, путешествуя, проезжал через одну деревню. Он увидел очень старого — около девяноста лет — человека, который носил воду из колодца и поливал свое поле. Это была тяжелая работа, и палило солнце.
Думая, что старик не знает о существовании механических приспособлений, с помощью которых можно доставать воду из колодца — вместо человека это могли бы делать быки или лошади, — Конфуций подошел к нему и спросил:
— Разве ты не слышал, что сейчас есть специальные устройства? Они позволяют легко доставать воду из колодца, и то, что ты делаешь за двенадцать часов, можно сделать за полчаса. Это могут делать лошади. Зачем на прягаться без необходимости? Ты уже старик...
Старик ответил:
— Это всегда хорошо — работать руками, потому что, когда появляются хитрые приспособления, появляется и хитрый ум. Только хитрый ум использует хитрые приспособления. Не пытайся искушать меня. Я старый человек, позволь мне умереть таким же невинным, каким я был рожден. Работать руками — хорошо. Это позволяет мне оставаться смиренным.
Конфуций вернулся к своим ученикам. И те спросили его:
— О чем ты говорил с этим стариком?
Конфуций ответил:
— Должно быть, это ученик Лао-цзы. Он сразил меня наповал, и его аргументы верны.
Когда вы работаете руками, никакой тени головы нет и в помине: человек остается скромным, невинным, естественным. Когда вы начинаете использовать хитроумные приспособления, голова вступает в дело.
Человека, который работает головой, руководит, называют «главой», «главным». Не становитесь «главными».
Даже быть чиновником — очень плохо, но быть главным чиновником... Старайтесь быть простыми тружениками. Простые труженики осуждаются, потому что они не такие хитрые, не такие конкурентоспособные; они выглядят примитивными. Старайтесь больше работать руками, и вы увидите, что тень становится все меньше и меньше.
Эго не может совершить самоубийство, потому что его нет. Если вы совершаете самоубийство, происходит то, что я называю самадхи, то, что я называю конечной медитацией. Если вы совершаете самоубийство, это означает, что, исчезая, вы становитесь никем — вы больше не отбрасываете тени.
В старые времени считали, что, когда человек становится буддой, его тело перестает отбрасывать тень.
В этом, должно быть, есть глубокий символический смысл. Это не означает, что когда будда идет по земле, он не отбрасывает на нее тени — тень отбрасывается, но внутри него тени нет. Он двигается, он работает, он что-то делает, но делатель внутри него отсутствует. Вот почему тень не падает. Если нужно, он даже думает, но думающий отсутствует; вот почему тень не падает. Он живет, но он не манипулирует, не контролирует. Он течет, его жизнь спонтанна. Ему даже не нужно плыть, его просто несет река. Он не прилагает никаких усилий, он просто полностью отпускает себя — «будь, как будет». Он течет. Он предоставляет реке делать все, что нужно, — и тогда тени не отбрасываются, эго исчезает.
Не сражайтесь непосредственно с эго. Если вы будете это делать, вы проиграете, потому что никто не может победить тень. Если вам нужно сделать что-то с тенью, вам придется заняться своим существом. Что- то с ним не так, что-то не так с пониманием. Вы пусты внутри — осознавайте все в большей и большей степени свою внутреннюю пустоту, и однажды вы вдруг обнаружите, что эго оставило вас. В действительности, вы поймете, что его никогда не было, — это была ложная идея, это была иллюзия. Это был мираж. Эго не было — была только видимость; это не было реальностью, это был сон — точнее говоря, кошмарный сон.
Ошо
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!