Платить или не платить: почему «чаевые» становятся способом психологического давления, кого чаще всего благодарят в...

2 4 4.3К
28 дней назад
В Избранное
Пост создан: 14-02-2025 21:30
Обновлено: 15-02-2025 14:50
Платить или не платить: почему «чаевые» становятся способом психологического давления, кого чаще всего благодарят в ресторанах, а где это считается оскорблением?
Единого мнения, где и как зародилась культура «чаевых», нет. Существует сразу несколько версий: от ужасающей до аристократической. По одной из версий традиция появилась в Средневековье. Якобы перед казнью жертва или его родные платили палачу, так называемые, «горловые»: за то, чтобы тот быстро и «качественно» сделал свою работу. Какое время, такие и услуги. Но все же чаще всего историки сходятся во мнении, что пошло все из Англии. Одаривать деньгами слуг в 16 веке было принято, когда гости во время чаепития задерживались и оставались на ночь у хозяев. Утром обычно прислуге перепадало несколько монет за доставленные хлопоты. В России же, как пишет Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи», чаевые в 19 веке были основой всего столичного общепита и заменяли прислуге зарплату, которой у них не было вовсе. Однако в СССР такая практика не приветствовалась по идеологическим соображениям. Но при множестве версий прослеживается одна общая черта: «чаевые» как явление возникли из-за классового неравенства.
Ренессанс «чаевых» в нашей стране начался в 1990-х. Когда появилась рыночная экономика, а вслед за ней частные кафе и рестораны. Сейчас самый высокий размер «чаевых» в РФ, если считать в среднем с одного чека, 551 руб. Это данные цифрового сервиса по обработке таких платежей. Столько оставляют клиенты общепита в Сахалинской области. В топ-10 регионов по размерам «денежного спасибо» вошел и Краснодарский край. На Кубани «на чай» в среднем дают 385 руб.
Размер средних «чаевых» в регионах РФ:
Сахалинская область 551 руб.
Республика Алтай 514 руб.
Магаданская область 470 руб.
Москва оказалась 443 руб.
Камчатский край 437 руб.
Ненецкий АО 422 руб.
Хабаровский край 421 руб.
Чукотский АО 404 руб.
Приморский край 396 руб.
Краснодарский край 385 руб.
Вообще россияне активно демонстрируют, что у них щедрая душа. В 2024 г. жители страны оставили «на чай» в ресторанах и кафе на 18% больше денег, чем ранее. А самой внушительной благодарностью стали 128000 руб., которые за обслуживание получил сотрудник заведения в Санкт-Петербурге. «Чаевые», особенно такие, порой приносят основную часть дохода официантам, барменам и другим работникам общепита. Их соотношение к зарплате может достигать 65 на 35. А вот дальнейшая судьба полученных денег бывает разная. Где-то себе их оставляет конкретный сотрудник. А где-то они отправляются в «общий котёл» и делятся между всей командой. Приятный бонус: налоги платить потом не надо. «Чаевые» считаются подарком, следует из разъяснений Минфина РФ. А вот сколько надо оставлять «на чай»? Начнем с того, что клиент не обязан этого делать. А с 2021 г. Роспотребнадзор запретил включать в счет «дополнительные сборы». К тому же часто бывает, что поход в ресторан — это редкое культурное событие. А с учетом нынешних цен, расходы вне меню могут не вписаться в планируемый бюджет. Тем не менее есть негласный стандарт: в России, как и во многих странах Европы, это 10% от суммы чека. В США 15-20%. Где-то «чаевые» могут включаться в счет, например, во Франции. А вот в Азии чаще не принято благодарить за обслуживание. В Японии и вовсе такое поведение воспримут за оскорбление.
С точки зрения бизнеса «чаевые» — неплохие способы экономии и мотивации. В некоторых заведениях зарплату устанавливают меньше с прицелом на «спасибо» от клиентов. В итоге тот же самый официант вынужден лучше работать, чтобы лучше заработать. Среди клиентов, которые оставляют «на чай», больше обычно тех, кто сам трудился в общепите. Кстати, плюсы во всей этой системе есть и для «дающих». Если вы постоянный и благодарный посетитель, вас могут обслужить быстрее остальных, а ещё посоветуют, какое блюдо сегодня не стоит брать. Но порой погоня за «чаевыми» только вредит. Слишком навязчивый сервис, наоборот, может отпугнуть клиента. В любом случае и сами сотрудники, и клиенты сходятся во мнении, что работать хорошо надо вне зависимости от благодарности.
А вы оставляете чаевые?
© russiakuban
  • Максим Шайкевич

    Максим Шайкевич

    Я просто дарю сотрудникам улыбки, вместо чаевых 😁
  • Андрей Северов

    Андрей Северов

    Когда как, бывает такой сервис или время подачи, что хочется что то из посуды забрать😂
  • Лариса Пархоменко

    Лариса Пархоменко

    Я оставляю чаевые, если действительно вижу, что ребята стараются и следят за качеством сервиса. А если тебя обслуживает хамка , какие же ей чаевые?
  • Инна Ильницкая

    Инна Ильницкая

    Республика Алтай🤣🤣🤣там даже 2 рубля ждут сдачу местное население🤣🤣🤣 а вот чтоб им давали чаевые это только кошель успевай распахивать🤣🤣🤣

Яндекс.Метрика