60 лет назад под мостом в Новосибирске пролетел МиГ-17: что стало с летчиком Через 10 лет после сдачи Октябрьского...

60 6 0.2К 19.8К
10 часов назад
В Избранное
Пост создан: 15-06-2025 12:01
Обновлено: 15-06-2025 22:30
60 лет назад под мостом в Новосибирске пролетел МиГ-17: что стало с летчиком
Через 10 лет после сдачи Октябрьского моста в эксплуатацию — в июне 1965 года —летчик Валентин Привалов на реактивном истребителе МиГ-17 пролетел под сооружением. Эта история правдива, но окутана кучей мифов. Редкий житель столицы Сибири не видел легендарной фотографии самолета, вылетающего из-под моста. К сожалению, это коллаж, который сейчас бы назвали фотожабой, но сама история — чистая правда.
Строительство Октябрьского моста через Обь было задумано еще в двадцатые годы. К 1938 году проект мостового перехода был готов. Однако война помешала приступить к строительству, и начало конкретных подготовительных работ отодвинулось на 14 лет — к 1952 году. Как обычно, долго выбивали деньги в московских кабинетах.


Существует легенда, что лишь вмешательство всесильного в начале пятидесятых Лаврентия Павловича Берии помогло новосибирцам получить финансирование. Однако уже на последнем этапе строительства Никита Сергеевич Хрущев потребовал экономить всюду, где возможно, и наш Коммунальный мост получил своеобразный изгиб на левобережной дамбе. Пришлось пожертвовать колоннадами и пилонами-обелисками.

Тем не менее мост получился красавцем и стал очень узнаваемым символом Новосибирска. Пролеты Октябрьского моста в длину превышают 120 метров, их высота — 30 метров. Этими «воротами» через десять лет после сдачи моста в эксплуатацию — в июне 1965 года и воспользовался ас Валентин Привалов на реактивном истребителе МиГ-17. Пилот прибыл в Новосибирск на военные учения из Канска и совершил головокружительный акробатический трюк в воздухе с целью обратить внимание командования на себя. Объяснял свой поступок тем, что подавал рапорт для участия в боевых действиях во Вьетнаме, но получил отказ.
Помните песенку: «Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом: Сбил тебя наш летчик ЛиСиЦын! Это вы, вьетнамцы, врете зря. В шлемофоне четко слышал я: Коля, жми, а я накрою!» — и так далее.
День был жаркий, ясный. На мосту – автомобили, автобусы, трамваи, пешеходы. На пляже полно народу. Каникулы! И вдруг самолетный рев.

Истребитель сделал над мостом два захода и на третьем развороте по течению реки, на скорости около 700 км в час нырнул под центральную арку моста и выскочил с другой стороны. Истребитель взмыл свечой, почти вертикально, дабы не протаранить железнодорожный мост, по которому в тот миг грохотал товарняк.

МиГ-17 – машина не маленькая, длиной более 11 метров, высотой почти четыре метра, размах крыльев — 9,6 метра. И скорость дикая! Говорят, что самолет пролетел в метре над Обью, и вода закипела. Можете посчитать сами, сколько секунд было у Привалова на то, чтобы поднять машину до столкновения с железнодорожным мостом, расстояние до которого менее километра — 950 метров. Не более пяти. Но пяти секунд хватило асу, чтобы изменить курс и назло всем законам физики уйти в небо.
Летчика Привалова, конечно, арестовали. Допрашивал сам министр обороны маршал Родион Малиновский. Обвинил в «чкаловщине». Тот, как известно, проделал нечто подобное на Волге, но не на реактивном истребителе. Маршал грозил трибуналом, увольнением. Но в итоге пощадил. Будто бы первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Горячев звонил Брежневу с просьбой не наказывать пилота, внезапно сделавшего Новосибирску яркую рекламу. Мол, боевой летчик, ухарь, что с него взять?

Валентин Привалов благополучно служил еще двенадцать лет, командовал эскадрильей в Горьковской области. Сам Привалов позже говорил, что его спасла отменная реакция. Четырех секунд, чтобы передумать, у него уже не было. Только две с половиной, чтобы рвануть ручку управления на себя и ввинтиться свечой в низкую облачность. Самолет прошел почти впритирку к фермам железнодорожного моста. Тело отсалютовало победным хрустом всех косточек на чудовищную перегрузку. Он не опоздал на аэродром, сел тоже в свой график.
Прошли годы, а Коммунальный мост больше никто не покорил. Зато появилась фотография, на которой запечатлен сам момент пролета. Но ведь в 1965 году не было в каждой руке смартфонов, и специально в засаде никто не сидел и не поджидал.
«Этот коллаж сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена», — говорит известный краевед, специалист музея Новосибирска Константин Голодяев.
Добавим, что Октябрьским мост называют потому, что решение правительства о его сооружении было принято в октябре 17 октября 1951 года, а торжественное открытие произошло тоже в октябре. Советская власть любила рапортовать о достижениях к годовщине Великой Октябрьской революции. А ещё мост Октябрьский потому, что он перекинут с левого берега на правый — аккурат в Октябрьский район.
(c) VN

Яндекс.Метрика