Протоиерей Ткачев назвал источником всех бед образование
Протоиерей Андрей Ткачев в ходе проповеди заявил, что все беды происходят от образованных людей, так как своими теориями они отдаляют человека от Бога. В качестве примера он привёл таких деятелей науки как Чарльз Дарвин, Адам Смит и Дунс Скот.
«Они все насытили весь мир теориями о том, что можно жить без Бога человеку»,— добавил протоиерей. Он подчеркнул, что и среди учёных есть «верующие и очень верующие люди», однако в академиях наук большинство «верят в математику, а в Иисуса Христа не верят».
Протоиерей Андрей Ткачев в ходе проповеди заявил, что все беды происходят от образованных людей, так как своими теориями они отдаляют человека от Бога. В качестве примера он привёл таких деятелей науки как Чарльз Дарвин, Адам Смит и Дунс Скот.
«Они все насытили весь мир теориями о том, что можно жить без Бога человеку»,— добавил протоиерей. Он подчеркнул, что и среди учёных есть «верующие и очень верующие люди», однако в академиях наук большинство «верят в математику, а в Иисуса Христа не верят».
Ирина Кравцова
Александр Кононенко
Валерий Кривошейкин
Марина Воскресенская
Сергей Демидов
Светлана Апончук
Иван Иванович
Обманывать нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое!
Мы не поклонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь.
Александр Рубцов
Иван Иванович
Дед Мороз
Миша Жиганов
Кот Барсик
Марина Воскресенская
Токарев Максим
Вячеслав Сухецкий
Рыжий Кот
Если кратко: Христос резко критиковал фарисеев не за их учение как таковое, а за лицемерие, гордыню, формальное отношение к вере и пренебрежение к людям.
Давайте разберем это подробнее.
1. Кто такие фарисеи?
Чтобы понять критику, нужно знать, кого критикуют. Фарисеи были:
· Религиозным течением: Одна из нескольких влиятельных групп в иудаизме I века (наряду с саддукеями, ессеями, зилотами).
· Ревнителями Закона: Они стремились скрупулезно соблюдать не только Письменный Закон (Тору), но и Устный Закон (традиции и толкования старцев).
· Народными лидерами: Пользовались уважением в народе как духовные авторитеты.
· Ортодоксами: Верили в воскресение мертвых, ангелов, предопределение (в отличие от саддукеев).
Во многом их учение было близко к проповеди Иисуса. Но на практике возникли фундаментальные различия.
2. В чем состояла критика Христа? (Основные претензии)
Иисус обличал фарисеев прежде всего в Евангелии от Матфея (гл. 23), а также у Марка и Луки. Вот ключевые пункты:
а) Лицемерие и разрыв между словом и делом
Это главный упрек. Фарисеи требовали от других строгого соблюдения правил, но сами не всегда их выполняли.
«...все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди...» (Мф. 23:5)
«...говорят и не делают» (Мф. 23:3)
б) Формализм и забвение главного
Они уделяли огромное внимание мельчайшим деталям закона (десятина с мяты, аниса и тмина), но при этом забывали о сути: справедливости, милосердии и вере.
«...оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23)
в) Следование человеческим преданиям вместо Божьей воли
Они ставили свои собственные традиции и толкования выше духа Закона Божьего.
«...вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6)
Яркий пример— история о том, как фарисеи упрекали учеников Христа за то, что те ели хлеб, не совершив предписанного традицией омовения рук.
г) Гордыня и духовная слепота
Многие фарисеи считали себя праведными и с презрением относились к "народу грешному" (мытарям, блудницам и пр.). Они не видели своей собственной нужды в покаянии и спасении.
«...Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди..."» (Притча о мытаре и фарисее, Лк. 18:9-14)
д) Бремя, которое несут они сами
Они налагали на людей тяжелые и неудобоносимые бремена (сотни строгих правил), но сами не помогали им их нести.
«...связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4)
3. Были ли исключения среди фарисеев?
Да, и это очень важно. Евангелия показывают, что не все фарисеи были враждебны к Иисусу. Некоторые приходили к Нему с вопросами, а иногда даже предупреждали об опасности.
· Никодим: Приходил к Иисусу ночью, чтобы учиться, а после распятия помог Иосифу Аримафейскому похоронить Его тело (Ин. 3:1-21, Ин. 19:39-40).
· Иосиф Аримафейский: Называемый "учеником Иисуса, но тайным — из страха от Иудеев", был членом Синедриона (Мф. 27:57-60).
· Гамалиил: Уважаемый фарисей и учитель закона, который в Синедрионе защищал апостолов, советуя не преследовать их (Деян. 5:34-39).
Это показывает, что критика Христа была направлена не против всех людей из этой группы, а против системы мышления и поведения, которое они олицетворяли.
4. "Горе вам, фарисеям!" — что это значит?
Семь "гор" в 23-й главе Евангелия от Матфея — это не проклятие, а траурный возглас, полный скорби. Это крик боли от того, что люди, которые должны были быть ближе всех к Богу и вести к Нему народ, на самом деле сами заблудились и уводят других.
Вывод: Урок для сегодняшних христиан
Критика фарисеев — это не просто исторический эпизод. Это вечное предупреждение для всех религиозных людей о опасностях, которые подстерегают на духовном пути:
1. Опасность лицемерия: Когда внешняя религиозность становится важнее внутренней чистоты сердца.
2. Опасность формализма: Когда соблюдение правил и традиций становится самоцелью и заменяет собой живые отношения с Богом и любовь к людям.
3. Опасность гордыни: Когда чувство собственной "правильности" приводит к осуждению других и закрывает глаза на собственные недостатки.
Таким образом, Иисус выступал не против иудаизма или строгого благочестия, а против религии без сердца, веры без милосердия и праведности без смирения.
Марина Воскресенская
Константин Егоров
Марина Воскресенская
Solar Magnetism
Илья Варенов
Денис Юревич
Вера Росса
Вера Росса
Вера Росса
Константин Петров