Протоиерей Ткачев назвал источником всех бед образование
Протоиерей Андрей Ткачев в ходе проповеди заявил, что все беды происходят от образованных людей, так как своими теориями они отдаляют человека от Бога. В качестве примера он привёл таких деятелей науки как Чарльз Дарвин, Адам Смит и Дунс Скот.
«Они все насытили весь мир теориями о том, что можно жить без Бога человеку»,— добавил протоиерей. Он подчеркнул, что и среди учёных есть «верующие и очень верующие люди», однако в академиях наук большинство «верят в математику, а в Иисуса Христа не верят».
Протоиерей Андрей Ткачев в ходе проповеди заявил, что все беды происходят от образованных людей, так как своими теориями они отдаляют человека от Бога. В качестве примера он привёл таких деятелей науки как Чарльз Дарвин, Адам Смит и Дунс Скот.
«Они все насытили весь мир теориями о том, что можно жить без Бога человеку»,— добавил протоиерей. Он подчеркнул, что и среди учёных есть «верующие и очень верующие люди», однако в академиях наук большинство «верят в математику, а в Иисуса Христа не верят».

Земфира Вахитова
Dmitry Olegovich
Евгений Анатолич
Овчаренко Феликс
Ринат Татарин
Vay Vay
Алина Торунлу
Вячеслав Кухновец
Ирина Кравцова
Александр Кононенко
Валерий Кривошейкин
Марина Воскресенская
Сергей Демидов
Светлана Апончук
Иван Иванович
Обманывать нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое!
Мы не поклонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь.
Александр Рубцов
Иван Иванович
Дед Мороз
Миша Жиганов
Кот Барсик
Марина Воскресенская
Токарев Максим
Вячеслав Сухецкий
Владимир Владимиров
Рыжий Кот
Если кратко: Христос резко критиковал фарисеев не за их учение как таковое, а за лицемерие, гордыню, формальное отношение к вере и пренебрежение к людям.
Давайте разберем это подробнее.
1. Кто такие фарисеи?
Чтобы понять критику, нужно знать, кого критикуют. Фарисеи были:
· Религиозным течением: Одна из нескольких влиятельных групп в иудаизме I века (наряду с саддукеями, ессеями, зилотами).
· Ревнителями Закона: Они стремились скрупулезно соблюдать не только Письменный Закон (Тору), но и Устный Закон (традиции и толкования старцев).
· Народными лидерами: Пользовались уважением в народе как духовные авторитеты.
· Ортодоксами: Верили в воскресение мертвых, ангелов, предопределение (в отличие от саддукеев).
Во многом их учение было близко к проповеди Иисуса. Но на практике возникли фундаментальные различия.
2. В чем состояла критика Христа? (Основные претензии)
Иисус обличал фарисеев прежде всего в Евангелии от Матфея (гл. 23), а также у Марка и Луки. Вот ключевые пункты:
а) Лицемерие и разрыв между словом и делом
Это главный упрек. Фарисеи требовали от других строгого соблюдения правил, но сами не всегда их выполняли.
«...все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди...» (Мф. 23:5)
«...говорят и не делают» (Мф. 23:3)
б) Формализм и забвение главного
Они уделяли огромное внимание мельчайшим деталям закона (десятина с мяты, аниса и тмина), но при этом забывали о сути: справедливости, милосердии и вере.
«...оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23)
в) Следование человеческим преданиям вместо Божьей воли
Они ставили свои собственные традиции и толкования выше духа Закона Божьего.
«...вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6)
Яркий пример— история о том, как фарисеи упрекали учеников Христа за то, что те ели хлеб, не совершив предписанного традицией омовения рук.
г) Гордыня и духовная слепота
Многие фарисеи считали себя праведными и с презрением относились к "народу грешному" (мытарям, блудницам и пр.). Они не видели своей собственной нужды в покаянии и спасении.
«...Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди..."» (Притча о мытаре и фарисее, Лк. 18:9-14)
д) Бремя, которое несут они сами
Они налагали на людей тяжелые и неудобоносимые бремена (сотни строгих правил), но сами не помогали им их нести.
«...связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4)
3. Были ли исключения среди фарисеев?
Да, и это очень важно. Евангелия показывают, что не все фарисеи были враждебны к Иисусу. Некоторые приходили к Нему с вопросами, а иногда даже предупреждали об опасности.
· Никодим: Приходил к Иисусу ночью, чтобы учиться, а после распятия помог Иосифу Аримафейскому похоронить Его тело (Ин. 3:1-21, Ин. 19:39-40).
· Иосиф Аримафейский: Называемый "учеником Иисуса, но тайным — из страха от Иудеев", был членом Синедриона (Мф. 27:57-60).
· Гамалиил: Уважаемый фарисей и учитель закона, который в Синедрионе защищал апостолов, советуя не преследовать их (Деян. 5:34-39).
Это показывает, что критика Христа была направлена не против всех людей из этой группы, а против системы мышления и поведения, которое они олицетворяли.
4. "Горе вам, фарисеям!" — что это значит?
Семь "гор" в 23-й главе Евангелия от Матфея — это не проклятие, а траурный возглас, полный скорби. Это крик боли от того, что люди, которые должны были быть ближе всех к Богу и вести к Нему народ, на самом деле сами заблудились и уводят других.
Вывод: Урок для сегодняшних христиан
Критика фарисеев — это не просто исторический эпизод. Это вечное предупреждение для всех религиозных людей о опасностях, которые подстерегают на духовном пути:
1. Опасность лицемерия: Когда внешняя религиозность становится важнее внутренней чистоты сердца.
2. Опасность формализма: Когда соблюдение правил и традиций становится самоцелью и заменяет собой живые отношения с Богом и любовь к людям.
3. Опасность гордыни: Когда чувство собственной "правильности" приводит к осуждению других и закрывает глаза на собственные недостатки.
Таким образом, Иисус выступал не против иудаизма или строгого благочестия, а против религии без сердца, веры без милосердия и праведности без смирения.
Марина Воскресенская