В ближайшие дни все мы будем наряжать ёлку. А давайте вспомним, откуда пошла эта традиция. Новогодняя ёлка — ёлка или...

2 часов назад
В Избранное
Пост создан: 20-12-2025 09:08
Обновлено: 20-12-2025 11:20
В ближайшие дни все мы будем наряжать ёлку. А давайте вспомним, откуда пошла эта традиция.
Новогодняя ёлка — ёлка или другое дерево (обычно хвойное: пихта, сосна), наряжаемое специально к Новому Году. Изначально возникла как ёлка к Рождеству и перенявшая большую часть традиций от неё. Существует новогодняя ёлка не только в России, но и других странах (в основном нехристианских). Рождественская ёлка — традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года во многих странах христианского мира. И отличаются они тем, как они украшены. В наших домах преобладают ёлки новогодние.
Обычай украшения елки возник он в средневековой Германии, а с 19 века получил популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах. В Америку елка так же пришла из Европы. Новогодняя или рождественская ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию(а такие делали уже тогда), украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками. Устанавливается на время проведения праздника в домах и на улицах.
«Новолетие», то есть Новый год, как он именуется в церковном календаре, отмечался в России и в допетровскую эпоху. Сначала весной, потом в сентябре. Единственным содержанием этого праздника был торжественный новогодний молебен во всех церквях, но наиболее пышный проходил в Москве, в присутствии царской семьи, и праздничные застолья, на которые готовились кушанья из свежего урожая.
Традиция встречи Нового года 1 января начинается в Петровскую эпоху с царского указа от 20 декабря 1699 года, согласно которому впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, и по вводимому в России юлианскому календарю день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. Историки отмечают, что наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено именно указом Петра Первого к 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить рождественское дерево в дом и украшать его. Эта традиция придет в Россию спустя полтора века. Ель на Руси традиционно связывалась со смертью, погребальным обрядом, и о том, чтобы вносить её в дом, речи не шло.
В 1699 году, таким образом, Новый год отмечался дважды: 1 сентября и затем 1 января. В этом указе давались также указания по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями и устроили грандиозный праздник. Позже 1700 года считать день 1 января за какой-то особый в России принято не было, его сопровождал лишь традиционный молебен «на новолетие», но этот день входил в число праздничных святочных дней. В новогоднюю ночь собирались семьей, поздравляли друг друга с наступившим годом и ложились спать. Детям разрешалось лечь позднее (в Рождество, к примеру, детям не спать запрещалось).
В России традиционно всенародно и широко праздновались Святки: праздничные дни, длящиеся от праздника Рождества до праздника Крещения, включавшие в себя «разрешение на вся»: на колядование со звездой, на гадания, на «переряженье», на саночные катания, на маскарады, на пиры. Святки праздновали все сословия. С 24 декабря до 6 января в России ставили балаганы, карусели; в 19 веке устраивались катки, украшенные иногда ледяными дворцами; лотереи, проводились пантомимы, игрались спектакли, танцевальные вечера, играли оркестры, жглись фейерверки. Дни 31 декабря и 1 января в этот праздничный ряд неизбежно попадали.
Ёлка в украшенном виде олицетворяет «неувядающую благость», неумирающую природу, это — «рождественское дерево». В начале 19 века в императорской семье появился обычай праздновать Рождество, наряжая ёлку и проводя детский праздник. Сначала он распространился среди дворян, за ними, как всегда, повторили купцы, а следом и остальное население большой страны — принятие этих традиций происходило постепенно, и крестьяне, особо верующие, долго этому обычаю противились, но он «зашел» к ним с другого пути: через церковь и церковно-приходские школы. Первоначально забава эта была недёшевой и доступной для детей обеспеченных родителей (богатых дворян, купцов, богатых мещан и богатых крестьян): в начале 19 века продавались ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями. Стоили такие ёлки очень дорого (от 20 до 200 рублей ассигнациями в зависимости от размера и сложности украшений), и покупать их для своих детей могли только весьма зажиточные люди. Но можно было купить ёлку отдельно и украсить самостоятельно, приобретя пряники, конфеты, орешки, изготовив какие-то украшения из цветной бумаги, купив на ярмарке украшения — такие ёлки часто были наградой за послушание и были хоть не совсем дёшевы, но весьма доступны. И этим пользовались очень многие горожане.
Приглашение на ёлку детей знакомых и, соответственно, самих знакомых стало возможностью показать свой вкус и зажиточность. В купеческой среде важно было не скупиться на украшения, не использовать украшения с прошлого Рождества, украсить дерево богатыми подарками. Этим, кстати, в конце 19 века любили блеснуть богатые купцы, недавно разбогатевшие мещане (дворяне в этом вопросе поступали несколько скромнее и сдержаннее — этого требовало положение, но были индивиды, которым не менее, чем купцам, важно было «блеснуть»). Кстати, драгоценности, приобретаемые в подарок супруге или взрослым (чаще замужним) дочерям (незамужние драгоценностей не носили, за исключением каких-то миниатюрных), также помещались на ёлку (их снимали оттуда рождественским утром) с открыткой, на которой было подписано, кому подарок. Традиция вешать драгоценности на ёлку чисто русская, ни в одной стране мира, даже среди богатых и аристократов, ее не было.
Рождественскую ёлку украшали фруктами и кондитерскими «сахарными игрушками». Сладости, пряники, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества, согласно которой волхвы поднесли Младенцу в день рождения «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. В России по немецкой традиции ёлку украшали яблоками, мандаринами, сухими фруктами (абрикосами, инжиром, черносливом), завёрнутыми в цветные обёртки, медовыми пряниками, бонбоньерками с конфетами. На ёлке зажигались свечки, укреплённые в специальных «тюльпанчиках». Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой.
Отдельным праздником Новый год стал лишь в декабре 1935 года, заменив собой Рождество, которое было под запретом. Словом «ёлка» в России обозначаются и принесённое в дом вечнозелёное дерево, и сам праздник, устроенный для детей. В детстве вам приносили приглашение именно на «Ёлку». Но многие уже не знают, что с конца 1920-х годов в России Рождественская ёлка оказалась под запретом как «буржуазный», «поповский» и антисоветский обычай. Вернули ёлку лишь в 1935 году. Ёлка рекомендовалась в новом качестве — как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества она больше не имела отношения, в неё нужно было вдохнуть совершенно новый смысл. Ёлка стала зеркалом нового мира советского ребёнка, её украшение и новое предназначение отражали круг мировоззрения и воспитания маленьких строителей коммунизма. На новый 1937 год детская ёлка впервые проводилась в Аничковом дворце, ставшем к этому времени Дворцом пионеров. Советские ёлки отличались публичностью, массовостью, обязательностью проводимой на них воспитательной работы.
Украшение новогодней ёлки потеряло отчасти свою рождественскую символику и обрело символику советскую. На первых детских ёлках предлагалось повесить продававшийся в магазинах набор шаров с портретами членов Политбюро. В 1937 году в СССР открылся первый специализированный завод ёлочных игрушек. С этого времени развернулось широкое производство ёлочных игрушек: из ваты, картона, металла, стекла. Ассортимент и смысловое содержание ёлочных украшений для праздника Нового года существенно отличался от рождественского убранства.
В наше время ёлки устанавливаются на площадях городов, в различных организациях, офисах, торговых центрах, а также в каждом доме. Украшаются они по собственному вкусу и усмотрению.
Иллюстрация: акварель Великой княгини Ольги Александровны Романовой.

Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!

Яндекс.Метрика