Как Анна Щетинина стала первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания.
26 февраля - день рождения Анны Ивановны Щетининой. Кто не знает эту великую женщину? В нашем славном городе есть улица, мыс, сквер, школа, названные в честь неё, в порту и на доме Станюковича, 16, где она прожила 14 лет, есть памятные доски.
Морской рейс из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский в 1935 году вошел в историю — капитаном судна впервые стала женщина. Уроженка Приморья Анна Щетинина проложила себе путь к капитанскому мостику упорной работой, несмотря на стереотипы о том, что женщина на корабле — это обязательно к беде
История первой женщины на капитанском мостике началась с испорченного отпуска. 27-летняя Анна Щетинина приехала в Москву из Владивостока, чтобы потом отправиться на юг по путевке. Тогда она была старшим помощником капитана с почти четырехлетним стажем. Перед отъездом ей рассказали, что советское правительство закупило новые пароходы для рыбного промысла на Дальнем Востоке и кто-то должен перегнать их в СССР из Германии. Анна авантюрно решила пожертвовать отпуском. Она должна была идти в рейс старшим помощником, но капитан заболел, и Анну назначили на его место.
19 июня 1935 года пароход «Чавыча», названный в честь распространенной на Дальнем Востоке рыбы, вышел из Гамбурга под советским флагом с 27-летней Щетининой на борту. Так она стала первой в мире женщиной в звании капитана. Forbes Woman рассказывает ее историю.
Матрос Щетинина
Анне было 16 лет, когда отец взял ее с собой в море — он хотя и был лесником, иногда подрабатывал ловлей рыбы. Семья жила на станции Океанская недалеко от Владивостока (там же Анна родилась в феврале 1908 года), так что море не было для нее экзотикой с самого раннего детства.
После окончания школы Анна задумалась: ходят ли вообще женщины в море? Среди моряков и рыболовов она видела только мужчин. Чтобы узнать ответ на свой вопрос, она написала письмо начальнику местного водного техникума. Он его получил и пригласил Анну на разговор.
«Если ошибется и не сможет что-то сделать парень, это будет просто ошибкой. А если вы ошибетесь — скажут: баба, чего с нее взять. Пусть будет несправедливо и обидно, но это будет. А все ваши успехи припишут воображаемым уступкам, которые якобы вам как девушке делались», — такое суровое напутствие получила Анна Щетинина. Однако и ответ на свой вопрос она все-таки узнала: фактического запрета на прием женщин на учебу не было. В 1925 году Анна Щетинина стала студенткой судоводительского отделения Владивостокского водного техникума. Кроме нее, на курсе были еще две девушки. Стипендию им не платили — она была назначена только некоторым студентам-мужчинам. Анне в выплате отказали как «бесперспективной студентке», хотя у нее были высокие баллы.
Чтобы прокормиться, Анне приходилось грузить на теплоход соевый жмых, нося наравне с крепкими парнями-однокурсниками мешки по 30 кг. Работали ночью, утром начиналась учеба. Варианта «устать и отказаться» не было: надо было завоевать авторитет и у однокурсников, и у боцмана, чтобы показать, что женщина тоже может работать на судне. «Я понимала, что если откажусь — никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром», — вспоминала Анна.
Выдержав все пренебрежительные комментарии, недоверие и тяжелые условия, она закончила обучение в 1929 году и отправилась по распределению работать в Акционерное Камчатское общество. Сначала ходила рядовым матросом, но, пройдя все ступени бортовой иерархии, спустя шесть лет доросла до капитана. Вряд ли кто-то из ее однокурсников и преподавателей мог помыслить о такой карьере для женщины в судоходстве.
Lady Captain
«Ранний телефонный звонок. Со мной здороваются, осведомляются о самочувствии. Оказывается, это начальник Ленрыбы. Меня поздравляют. С чем? Назначена капитаном, — вспоминала позже Анна летнее утро 1935 года. — Ты становишься не просто капитаном, а должна принимать судно за границей, да еще и в Германии 1935 года. Было о чем подумать». К тому времени Щетинина уже четыре года была старшим помощником капитана. После такой практики она была готова занять самую ответственную должность, но все-таки назначать женщин капитанами тогда было не принято.
По прибытии в Гамбург команда во главе с Щетининой отправилась на инспекцию парохода, который она должна была отвести в Советский Союз. «Капитан был предупрежден о моем прибытии и ошеломлен тем, что сменять его приедет женщина. Я окинула себя взглядом и подумала, что для капитана я недостаточно солидна: голубая шляпка, серое пальто, светлые туфли», — после этого, уже на борту, Анна Щетинина сменила свою привычную одежду на капитанский китель.
Испытание нового капитана на прочность началось сразу после выхода в Северное море. Над водой повис густой туман — из кают приходилось выходить на ощупь. Без современного оборудования идти было сложно: нужно было постоянно следить за уровнем глубины, сигналами других судов и просто за тем, не виднеется ли в тумане очертание другого корабля, с которым нужно будет разойтись. «Судно наше шло, как слепой, ощупывая дорогу. Шторм бы, пожалуй был более желателен, чем глухой туман», — вспоминала Щетинина, проводившая все время на капитанском мостике и изредка дремавшая прямо там. Несмотря на то, что никто раньше не ходил в рейсы под женским командованием, все распоряжения капитана Щетининой выполнялись беспрекословно.
Правда, без сложностей не обошлось. Иногда Щетинина прибегала к суровым наказаниям: «Были у нас и серьезные проступки, за которые следовали не менее серьезные наказания, вплоть до высаживания провинившегося где-нибудь на побережье Камчатки или Сахалина. После долгих странствий такие товарищи снова просились на судно, и уже безо всякого опасения мы снова принимали их обратно», — писала она в своей книге.
Первой остановкой в пути была Одесса. «Сначала все шло как обычно, но потом начали появляться корреспонденты газет, прослышавшие о том, что пришел дальневосточный пароход и на нем капитан — женщина. Меня расспрашивали, фотографировали. Появились снимки судна и мои портреты в газетах и в витринах города. Из газет я узнала, что я первая в мире женщина-капитан, что я отважная дочь своего народа. Надо сказать, что все это было для меня неожиданным и непривычным. За 10 лет моей работы на море никто никакой шумихи не поднимал. Работала я у себя на Дальнем Востоке, и никому не было дела до того, что я женщина. А тут вдруг сразу открыли такое необычайное явление», — говорила Щетинина о резко обрушившейся на нее славе.
После остановки в Сингапуре о ней писал весь мир — иностранные журналисты прозвали ее Lady Captain. Местные работники порта и судов не сводили глаз с Щетининой, перешептывались о ней не только мужчины, но и женщины: «Смысл их комментариев сводился к одному: они ожидали по меньшей мере увидеть бурую медведицу из сибирских лесов, а увидели просто молодую женщину».
Продолжение: https://www.forbes.ru/forbes-woman/497654-kak-anna-setinina-stala-pervoj-v-mire-zensinoj-kapitanom-dal-nego-plavania
26 февраля - день рождения Анны Ивановны Щетининой. Кто не знает эту великую женщину? В нашем славном городе есть улица, мыс, сквер, школа, названные в честь неё, в порту и на доме Станюковича, 16, где она прожила 14 лет, есть памятные доски.
Морской рейс из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский в 1935 году вошел в историю — капитаном судна впервые стала женщина. Уроженка Приморья Анна Щетинина проложила себе путь к капитанскому мостику упорной работой, несмотря на стереотипы о том, что женщина на корабле — это обязательно к беде
История первой женщины на капитанском мостике началась с испорченного отпуска. 27-летняя Анна Щетинина приехала в Москву из Владивостока, чтобы потом отправиться на юг по путевке. Тогда она была старшим помощником капитана с почти четырехлетним стажем. Перед отъездом ей рассказали, что советское правительство закупило новые пароходы для рыбного промысла на Дальнем Востоке и кто-то должен перегнать их в СССР из Германии. Анна авантюрно решила пожертвовать отпуском. Она должна была идти в рейс старшим помощником, но капитан заболел, и Анну назначили на его место.
19 июня 1935 года пароход «Чавыча», названный в честь распространенной на Дальнем Востоке рыбы, вышел из Гамбурга под советским флагом с 27-летней Щетининой на борту. Так она стала первой в мире женщиной в звании капитана. Forbes Woman рассказывает ее историю.
Матрос Щетинина
Анне было 16 лет, когда отец взял ее с собой в море — он хотя и был лесником, иногда подрабатывал ловлей рыбы. Семья жила на станции Океанская недалеко от Владивостока (там же Анна родилась в феврале 1908 года), так что море не было для нее экзотикой с самого раннего детства.
После окончания школы Анна задумалась: ходят ли вообще женщины в море? Среди моряков и рыболовов она видела только мужчин. Чтобы узнать ответ на свой вопрос, она написала письмо начальнику местного водного техникума. Он его получил и пригласил Анну на разговор.
«Если ошибется и не сможет что-то сделать парень, это будет просто ошибкой. А если вы ошибетесь — скажут: баба, чего с нее взять. Пусть будет несправедливо и обидно, но это будет. А все ваши успехи припишут воображаемым уступкам, которые якобы вам как девушке делались», — такое суровое напутствие получила Анна Щетинина. Однако и ответ на свой вопрос она все-таки узнала: фактического запрета на прием женщин на учебу не было. В 1925 году Анна Щетинина стала студенткой судоводительского отделения Владивостокского водного техникума. Кроме нее, на курсе были еще две девушки. Стипендию им не платили — она была назначена только некоторым студентам-мужчинам. Анне в выплате отказали как «бесперспективной студентке», хотя у нее были высокие баллы.
Чтобы прокормиться, Анне приходилось грузить на теплоход соевый жмых, нося наравне с крепкими парнями-однокурсниками мешки по 30 кг. Работали ночью, утром начиналась учеба. Варианта «устать и отказаться» не было: надо было завоевать авторитет и у однокурсников, и у боцмана, чтобы показать, что женщина тоже может работать на судне. «Я понимала, что если откажусь — никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром», — вспоминала Анна.
Выдержав все пренебрежительные комментарии, недоверие и тяжелые условия, она закончила обучение в 1929 году и отправилась по распределению работать в Акционерное Камчатское общество. Сначала ходила рядовым матросом, но, пройдя все ступени бортовой иерархии, спустя шесть лет доросла до капитана. Вряд ли кто-то из ее однокурсников и преподавателей мог помыслить о такой карьере для женщины в судоходстве.
Lady Captain
«Ранний телефонный звонок. Со мной здороваются, осведомляются о самочувствии. Оказывается, это начальник Ленрыбы. Меня поздравляют. С чем? Назначена капитаном, — вспоминала позже Анна летнее утро 1935 года. — Ты становишься не просто капитаном, а должна принимать судно за границей, да еще и в Германии 1935 года. Было о чем подумать». К тому времени Щетинина уже четыре года была старшим помощником капитана. После такой практики она была готова занять самую ответственную должность, но все-таки назначать женщин капитанами тогда было не принято.
По прибытии в Гамбург команда во главе с Щетининой отправилась на инспекцию парохода, который она должна была отвести в Советский Союз. «Капитан был предупрежден о моем прибытии и ошеломлен тем, что сменять его приедет женщина. Я окинула себя взглядом и подумала, что для капитана я недостаточно солидна: голубая шляпка, серое пальто, светлые туфли», — после этого, уже на борту, Анна Щетинина сменила свою привычную одежду на капитанский китель.
Испытание нового капитана на прочность началось сразу после выхода в Северное море. Над водой повис густой туман — из кают приходилось выходить на ощупь. Без современного оборудования идти было сложно: нужно было постоянно следить за уровнем глубины, сигналами других судов и просто за тем, не виднеется ли в тумане очертание другого корабля, с которым нужно будет разойтись. «Судно наше шло, как слепой, ощупывая дорогу. Шторм бы, пожалуй был более желателен, чем глухой туман», — вспоминала Щетинина, проводившая все время на капитанском мостике и изредка дремавшая прямо там. Несмотря на то, что никто раньше не ходил в рейсы под женским командованием, все распоряжения капитана Щетининой выполнялись беспрекословно.
Правда, без сложностей не обошлось. Иногда Щетинина прибегала к суровым наказаниям: «Были у нас и серьезные проступки, за которые следовали не менее серьезные наказания, вплоть до высаживания провинившегося где-нибудь на побережье Камчатки или Сахалина. После долгих странствий такие товарищи снова просились на судно, и уже безо всякого опасения мы снова принимали их обратно», — писала она в своей книге.
Первой остановкой в пути была Одесса. «Сначала все шло как обычно, но потом начали появляться корреспонденты газет, прослышавшие о том, что пришел дальневосточный пароход и на нем капитан — женщина. Меня расспрашивали, фотографировали. Появились снимки судна и мои портреты в газетах и в витринах города. Из газет я узнала, что я первая в мире женщина-капитан, что я отважная дочь своего народа. Надо сказать, что все это было для меня неожиданным и непривычным. За 10 лет моей работы на море никто никакой шумихи не поднимал. Работала я у себя на Дальнем Востоке, и никому не было дела до того, что я женщина. А тут вдруг сразу открыли такое необычайное явление», — говорила Щетинина о резко обрушившейся на нее славе.
После остановки в Сингапуре о ней писал весь мир — иностранные журналисты прозвали ее Lady Captain. Местные работники порта и судов не сводили глаз с Щетининой, перешептывались о ней не только мужчины, но и женщины: «Смысл их комментариев сводился к одному: они ожидали по меньшей мере увидеть бурую медведицу из сибирских лесов, а увидели просто молодую женщину».
Продолжение: https://www.forbes.ru/forbes-woman/497654-kak-anna-setinina-stala-pervoj-v-mire-zensinoj-kapitanom-dal-nego-plavania
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!