Если вас сейчас попросят назвать какую-нибудь площадь в Екатеринбурге, то с вероятностью в 99,9% это будет площадь 1905 года. При этом много десятилетий назад, еще в то время, когда наш город был Свердловском, главным местом притяжения всего Урала должна была стать площадь Парижской коммуны.
В музее истории Екатеринбурга ей посвятили целую выставку «Призраки площади. Увидеть Париж Свердловск и умереть».
— 1920-е — это годы амбиций. Индустриализация тогда еще не началась, но Екатеринбург сначала стал столицей гигантской Уральской области, а затем превратился в город Свердловск. Эти символические изменения должны были быть подкреплены изменениями градостроительными, — говорит куратор выставки Александр Думчиков.
Вот тогда-то и пришла мысль: городу нужна новая главная площадь. Архитекторы сразу обратили внимание на бывшую дровяную площадь, где уже стоял городской театр — нынешний Оперный, который с 1923 года носил имя Луначарского.
В Свердловске в то время издавались газеты «Уральский рабочий», «На смену!», «Крестьянская газета». Они были важным инструментом пропаганды, так что дом печати на главной площади должен был стать материальным воплощением влияния СМИ. С 1928 года началась разработка проектов здания.
Самым первым был проект инженера Сигова. Согласно его концепции, здание должно было появиться на том же месте, но без характерного скругления фасада на пересечении Тургенева и Ленина. После доработки появились и знакомые очертания, а вот надпись «Дом печати» появилась на здании относительно недавно.
Еще одно здание — Дом советов. В нем должны были заседать все органы городской и областной власти. Идея строительства этого здания появилась в 1925 году, а год спустя объявили конкурс. Пригласили архитекторов всесоюзного масштаба, которые представили пять проектов.
В конечном итоге Дом советов решили «перевезти» на улицу 8 Марта, а на площади Парижской коммуны взамен решили построить здание Большого синтетического театра — культурного заведения совершенно нового типа и безумно богато отделанного.
— Изначально этот лаконичный фасад был обогащен большим количеством лепнины, скульптур, колонн. Интерьеры тоже подразумевали роскошь и комфорт, — рассказывает Александр Думчиков.
Не реализовали в полном масштабе и Дом промышленности на площади Парижской коммуны. Сначала строительство решили отложить до уточнения планов первой пятилетки, а потом сроки всё затягивались и затягивались. Здание за Оперным театром достроили лишь в 1970-е. От масштабов, которые были в первых проектах, ничего не осталось.
Зато не было никаких проблем с гостиницей «Большой Урал». Конкурс на разработку проекта объявили в 1929 году, а уже в 1930-м приступили к строительству. Гостиница в стиле конструктивизма была рассчитана на 350 человек и 150 мест в общежитии. Более роскошным здание стало в 1940-е, когда появились продуманные интерьеры.
В музее истории Екатеринбурга ей посвятили целую выставку «Призраки площади. Увидеть Париж Свердловск и умереть».
— 1920-е — это годы амбиций. Индустриализация тогда еще не началась, но Екатеринбург сначала стал столицей гигантской Уральской области, а затем превратился в город Свердловск. Эти символические изменения должны были быть подкреплены изменениями градостроительными, — говорит куратор выставки Александр Думчиков.
Вот тогда-то и пришла мысль: городу нужна новая главная площадь. Архитекторы сразу обратили внимание на бывшую дровяную площадь, где уже стоял городской театр — нынешний Оперный, который с 1923 года носил имя Луначарского.
В Свердловске в то время издавались газеты «Уральский рабочий», «На смену!», «Крестьянская газета». Они были важным инструментом пропаганды, так что дом печати на главной площади должен был стать материальным воплощением влияния СМИ. С 1928 года началась разработка проектов здания.
Самым первым был проект инженера Сигова. Согласно его концепции, здание должно было появиться на том же месте, но без характерного скругления фасада на пересечении Тургенева и Ленина. После доработки появились и знакомые очертания, а вот надпись «Дом печати» появилась на здании относительно недавно.
Еще одно здание — Дом советов. В нем должны были заседать все органы городской и областной власти. Идея строительства этого здания появилась в 1925 году, а год спустя объявили конкурс. Пригласили архитекторов всесоюзного масштаба, которые представили пять проектов.
В конечном итоге Дом советов решили «перевезти» на улицу 8 Марта, а на площади Парижской коммуны взамен решили построить здание Большого синтетического театра — культурного заведения совершенно нового типа и безумно богато отделанного.
— Изначально этот лаконичный фасад был обогащен большим количеством лепнины, скульптур, колонн. Интерьеры тоже подразумевали роскошь и комфорт, — рассказывает Александр Думчиков.
Не реализовали в полном масштабе и Дом промышленности на площади Парижской коммуны. Сначала строительство решили отложить до уточнения планов первой пятилетки, а потом сроки всё затягивались и затягивались. Здание за Оперным театром достроили лишь в 1970-е. От масштабов, которые были в первых проектах, ничего не осталось.
Зато не было никаких проблем с гостиницей «Большой Урал». Конкурс на разработку проекта объявили в 1929 году, а уже в 1930-м приступили к строительству. Гостиница в стиле конструктивизма была рассчитана на 350 человек и 150 мест в общежитии. Более роскошным здание стало в 1940-е, когда появились продуманные интерьеры.
Комментарии к этому посту не найдены. Прокомментируйте первым!